Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Чичиков – это зло или добро во вчерашнем и сегодняшнем дне? (ЕГЭ по литературе)

Герой поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души» Павел Иванович Чичиков, несомненно, зло и во вчерашнем, и в сегодняшнем дне.

Во-первых, такие качества, как честность, порядочность, совестливость, являются ценностью в любую эпоху и никогда не меняются, а гоголевский персонаж – мошенник, аферист, который с помощью обмана решил разбогатеть.

Во-вторых, низкая жизненная цель - накопительство, цель, не имеющая высоких духовных запросов, опустошает внутреннюю сущность героя, делает его душу «мёртвой».

В чём смысл аферы Чичикова? Он покупает «мёртвые души» - души умерших крестьян, которые по документам (по ревизской сказке) числятся живыми, и помещики вынуждены платить за умерших крестьян налоги, как за живых. «Народ мёртвый, а плати, как за живого», - сетует помещица Настасья Петровна Коробочка. Не правда ли - это парадокс – герой с «мёртвой душой» покупает «мёртвые души»? Причём умерших крестьян и Коробочка, и Собакевич характеризуют исключительно с положительной стороны, так что в их высказываниях крестьяне «оживают».

Вот что говорит Коробочка: «И умер такой всё славный народ, всё работники. После того, правда, народилось, да что в них: всё такая мелюзга…». А вот как расхваливает своих мужиков Собакевич, чтобы повысить цену на свой «товар», совершенно забывая о том, что мужики-то уже умерли: «…каретник Михеев! Ведь больше никаких экипажей и не делал, как только рессорные. И не то как бывает московская работа, что на один час, прочность такая, сам и обобьёт, и лаком покроет!»; «А Пробка Степан, плотник? Я голову прозакладую, если вы сыщете такого мужика. Ведь что за силища была! Служи он в гвардии, ему бы бог знает что дали, трёх аршин с вершком ростом!»; «Милушкин, кирпичник! Мог поставить печь в каком угодно доме. Максим Телятников, сапожник: что шилом кольнёт, то и сапоги, и хоть бы в рот хмельного…». А когда Чичиков заметил, что нет смысла перечислять качества крестьян, так как «ведь это народ всё мёртвый», Собакевич спохватился, что слишком увлёкся, забыв, что крестьяне – работники уже умерли, но добавил: «Да, конечно, мёртвые… Впрочем, и то сказать: что из этих людей, которые числятся теперь живущими? Что это за люди? Мухи, а не люди».

Парадокс заключается в том, что умершие крестьяне обладают «живой душой», это живая душа русского народа, России, а живой Чичиков мертвен душой, потому что думает о том, как разбогатеть, причём нечестным способом. Накупив «мёртвых душ», Павел Иванович, «рыцарь копейки», «свято исполняющий» завет отца «пуще глаза» беречь копейку, сдаёт эти души в Опекунский совет и получает за них приличную сумму денег.

Несомненно, в Чичикове есть положительные качества: деловитость, предприимчивость, способность добиваться поставленной цели, целеустремлённость, находчивость, умение «подобрать ключик», найти подход к каждому человеку, но все эти положительные качества персонаж Гоголя растрачивает на неблагородную, низкую цель, обман. А обманщик не может нести добро.

Таким образом, мы убедились, что в любую эпоху Чичиков – это зло. Не может быть человек, делающий своё состояние на мошенничестве, обмане, быть героем, примером для подражания. Если бы мир состоял из одних Чичиковых, он бы непременно рухнул, так как каждый бы думал о собственной выгоде и о том, как бы обмануть другого.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.