Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Какой путь нравственного возрождения России намечает Н.В. Гоголь в поэме «Мёртвые души? (ЕГЭ по литературе)

Поэма «Мёртвые души» Н.В. Гоголя – произведение символическое. Каждый читатель должен понимать, что за рассказом о похождениях авантюриста Чичикова скрываются глубокие проблемы. Одна из обширных тем, о которой рассуждает автор поэмы, - тема нравственного возрождения России. Какова судьба нашей Родины? Сумеет ли она освободиться от нравственной опустошённости? На все эти вопросы Н.В. Гоголь пытается найти ответ.

Действие поэмы начинается с приезда Чичикова в некий город N.

Из произведений других классиков («Ася» И.С. Тургенева, пьесы А.П. Чехова) мы знаем, что так называют собирательный образ всех городов страны. По словам автора, он (город) никак не уступал другим губернским городам, то есть не был хуже, но не был и лучше – совершенно такой же, как и все остальные. Так как же представляется типичный российский город Н.В. Гоголю? Ответ на этот вопрос кроется в портретной характеристике чиновников – людей, от которых зависит решение всех вопросов в городе. Прекрасно одетые, упитанные мужчины представляются богатыми и успешными людьми: они «толстые», а не «тонкие», могут многое себе позволить, так как имеют связи в правительстве. Быть таким человеком в городе означает быть счастливым. В то же время автор даёт чиновникам очень краткие характеристики, таким образом подчёркивая их бесполезность: они совсем не думают о правительственных делах – им важно лишь их собственное благополучие. Этот факт отражается во вставном элементе поэмы «Повесть о капитане Копейкине», где в коррумпированных чиновных кругах никому нет дела до судьбы простого солдата. Иными словами, исходя из того, что город N – обобщённый образ всех городов России, можно заключить, что подобные грехи свойственны повсеместно в нашей стране. Чиновничество морально опустошено – автор не рисует за ними будущего.

Не менее мрачным представляются и окрестности города N, главой которых являются помещики. Все помещики, которых навещает Чичиков, по-своему безнравственны. Манилов – оторванный от реальности человек. В нём присутствует что-то поэтическое, он склонен к выражению чувств, ощущает прекрасное. Этот помещик мечтает о достижении высоких целей, однако все его планы – это пустое «прожектёрство»: за два года чтения книги он прочитал только 14 страниц, два кресла так и не были обтянуты тканью, имение пребывает в полуразрушенном состоянии – Манилов им не занимается и ничего в этом не понимает. Коробочка, в отличие от Манилова, прекрасно знает всё о своих душах и о своём имении в целом. Это и есть единственная её добродетель. Женщина везде старается извлечь выгоду, очень подозрительна и чрезвычайно, даже неразумно упряма. Выслушав предложение Чичикова, касающееся мёртвых душ, Коробочка испугалась. Всё новое и необычное пугает пожилую помещицу – именно поэтому ей, безусловно, нельзя доверить будущее. Ноздрёв – грубый, агрессивный и самовлюблённый наглец, склонный к различным выходкам. Именно он, будучи пьяным, проболтался в свете о том, что Чичиков скупает мёртвые души (к счастью для чиновника, в это никто не поверил). В свои 35 лет Ноздрёв такой же, каким был в 18. Помещик словно застыл во времени. Его имение в запустении: грязные дороги, сломанная мельница. Коней он проиграл, зато имеет огромное количество собак, которых очень любит. Всеми серьёзными делами занимается приказчик. Также интересно, что во время экскурсии по своему имению Ноздрёв не показал ни одной крестьянской избы, будто их вообще не существовало. Собакевич – крепкий, расчётливый хозяин, который тяготеет к старым, крепостническим формам ведения хозяйства. Он совершенно безнравственен, в нём нет чувства красоты, какое есть у Манилова. Помещик похож на медведя, а его ноги напоминают чугунные тумбы, что указывает на его безжизненность. Плюшкин же – «прореха на человечестве», существо, в душе которого исчезли какие-либо человеческие чувства. В его хозяйстве очень много различных вещей, его нельзя назвать бедным, но все они пропадают даром из-за бесконечной скупости помещика. Важная деталь в доме Плюшкина – остановившиеся часы. Это значит, что время в его имении остановилось. Из всего этого следует, что ни одному из помещиков автор не может доверить будущее – все они погибли в душе.

Чичиков нисколько не отличается от помещиков: он так же, как и они, стремится к приобретательству. Стремление чиновника заполучить «мёртвые души» сделало его одной из этих «умерших душ».

Но где же надежда на светлое будущее? Она есть. В поэме есть и «живые души» - это народ. Крепостные люди забиты и обездолены (Прошка и Мавра в имении Плюшкина), однако это не мешает им выражать свою талантливость (каретник Михеев, сапожник Телятников, кирпичник Милушкин – умершие крестьяне Собакевича) и остроту ума (одно из лирических отступлений о меткости русского слова). Есть в произведении и образ-символ – беглый крестьянин Абакум Фыров. Этот герой олицетворяет вольнолюбивый русский характер, который не стерпит раболепства и унижения крепостной жизни и предпочтёт им изнуряющую, но свободную жизнь бурлака.

Очень важным символом является «птица-тройка», олицетворяющей символ великого пути России в мировом масштабе. Именно здесь автор показывает веру в нравственное возрождение России – «птица-тройка» несётся в неведомую даль. Непонятно, что ждёт страну впереди, но одно ясно точно: она летит вперёд, к развитию и перерождению.

Забегая вперёд, во второй том, читатель может заметить, как в поэме появляются герои, противопоставленные персонажам первой главы. Самосвистов – хитрый, находчивый чиновник, который способен выпутаться из любого положения. В то же время он не подчиняется верхам, практически враждуя с ними. Барин Костанжогло – обладатель прекрасного имения, которое приносит ему небывалый доход. Основная его черта – трудолюбие. Именно благодаря этому качеству помещик успешен.

Таким образом, по моему мнению, Н.В. Гоголь уверен в том, что Россия возродится. Об этом свидетельствует и его лирические отступления о национальном русском характере, и противопоставление трудолюбивых помещиков помещикам деградирующим. Судьба России в руках всех этих помещиков, чиновников и народа. Их нравственное развитие определяет судьбу России.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.