Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Анализ глав сборника «Темные аллеи» (Чехов А. П.)

Двадцатый век, названный классиками «серебряным», нисколько не отставал по своему величию и весомости от его предшественника, века девятнадцатого, «золотого». Наследие прошлого столетия не теряет своей актуальности и в наше время, а писатели, жившие и творившие тогда, прочно закрепили свое место в числе классиков. Одной из ключевых фигур, несомненно, был Иван Алексеевич Бунин, русский писатель и первый лауреат-соотечественник Нобелевской премии по литературе. Он – настоящий художник слова, сумевший опоэтизировать в своих произведениях самые обыденные вещи, передал различные оттенки человеческой души. В числе его сочинений были не только стихотворения, но и рассказы, посвященные, в основном, теме любви.

Так, в 1937 году И. А. Бунин начал работу над сборником рассказов под названием «Темные аллеи», и продолжал это дело в течение семи лет, находясь в эмиграции во Франции. Большинство его новелл были написаны в годы Второй Мировой войны, поэтому темы и проблемы, затронутые в его произведениях, как никогда волновали сердца и задевали души людей, заставляя задуматься о вечном и видеть прекрасное во всем окружающем.

«Темные аллеи» - своего рода сборник рассказов о страсти, любви, ревности. Этот сборник рассказов очень похож на черно-белый старый, но все еще существующий альбом с фотографиями. Каждая история - как кадр из жизни, а из-за маленького объема получается, что кадр случайный, мимолетный. Несмотря на то, что это сборник отдельных рассказов, все вместе они как бы составляют общую картину жизни в представлении автора. Да, каждый рассказ – это отдельная история жизни, ничем не пересекающаяся с другой. Но, несмотря на это, все эти новеллы вкупе можно смело назвать целостным романом с его особенными главными героями по имени Время, Любовь, Разлука, Пошлость и Обман.

Сборник открывает рассказ, именуемый так же, как и вся книга. Название «Темные аллеи» автор дал своему произведению, исходя из строк стихотворения писателя девятнадцатого века Н. Огарева «Обыкновенная повесть»:

Кругом шиповник алый цвел

Стояла тёмных лип аллея.

Сам И. Бунин изначально хотел назвать весь сборник иначе, «Шиповник». Но пройдя тяжелые годы эмиграции, развод, смерть сына и другие тяготы, остановился на существующем и ныне названии. Для него темные аллеи – это то место, где можно потеряться, сбиться с верного пути. И именно эта мысль красной нитью пронизывает все рассказы, составляющие сборник. Но в чем же суть его рассказов, если их и по сей день с упоением читает множество людей разного возраста, обсуждая, входя друг с другом в полемику о смыслах, заложенных в них?

Так, первый рассказ «Темные аллеи», помещенный автором на первое место, отражает бунинские художественные возможности лирической прозы в своей полноте. В «Темных аллеях» повествуется об ушедшей и неудачно сложившейся любви двух, сейчас уже не молодых, людей – офицера и крепостной девушке. Надежда, глубоко любящая его до сих пор, с тоской и нежностью вспоминает о былой молодости, о страсти, кипящей между двумя людьми. Встретившись по иронии судьбы спустя долгие тридцать лет, Надежда поминает былое «с недоброй улыбкой на лице», рассказывая известную им печальную историю о любви. Она до сих пор хранит в памяти каждый их совместно прожитый момент, вспоминает и о том, как он ей читал стихи «про всякие темные аллеи». Для женщины это не просто строки – это символ их любви, прошлого и переживаний. Безусловно, Николай Андреевич, ее возлюбленный, дает себе отчет, что подло и низко поступил тогда с девушкой, доверившейся ему, ведь она отдала ему свою красоту, свою горячку», а он просто ее покинул. Но осознание того, что она посвятила ему «лучшие минуты жизни, истинно волшебные» никогда не покидало его разума.

Особое внимание И. А. Бунин уделяет портретной характеристике своих персонажей. Он говорит, что Надежда «темноволосая, тоже чернобровая и тоже еще красивая не по возрасту женщина, похожая на пожилую цыганку, с темным пушком на верхней губе и вдоль щек, легкая на ходу, но полная, с большими грудями под красной кофточкой, с треугольным, как у гусыни, животом под черной шерстяной юбкой». В ее описании не прослеживается и намека на то, что спустя долгие тридцать лет женщина сильно изменилась и постарела. И. Бунин в этом совершенно не похож на классиков девятнадцатого века, описывающих своих героинь «за тридцать», как старых женщин бальзаковского возраста. Писатель здесь – новатор, изменивший во многом все устои русской литературы. Нельзя не согласиться, что описание внешности Надежды вызывает у читателя исключительно положительные чувства. Она в зрелом возрасте, а будто такая же, как была давным-давно: молодая, цветущая и прекрасная. А самое интересное то, что таковой ее описывает не автор-повествователь, таковой ее видит непосредственно главный герой, Николай Андреевич. Так можно ли уже исходя из этого сказать, что у него, как и у Надежды, чувства к человеку напротив до сих пор есть и бурлят в душе? Пусть он и смущенно покраснел в удивлении, когда хозяйка назвала его по имени, но, скорее всего, он и сам уж догадался о том, с кем ведет диалог. Но, возможно, это лишь мечтания читателя, нахлынувшие на него после столь трогательной истории обреченной любви. Ведь каждый в рассказе видит свое, не так ли?

Диалог их также не оставит равнодушным, вероятно, ни одного читателя. Надежда, воплощение нравственной чистоты и верности себе и своим чувствам, сквозь годы пронесла в своем сердце любовь к, наверное, единственному мужчине в ее жизни. Именно этот разговор и был так называемым часом «икс» в их жизни: копившиеся годами, все чувства вылезли наружу, ведь «Молодость у всякого проходит, а любовь — другое дело», о ней можно помнить до самой гробовой доски. Надежда говорит, что «не все забывается», что она помнит все, начиная с того, как им было хорошо, и заканчивая тем, как Николай Андреевич «очень бессердечно» бросил любимую, уйдя к той, что запросто его предаст. И осознание этой неудачно сложившейся жизни, пришедшее ему на ум в этот момент, заставили его пустить скупую мужскую слезу. Ведь что хорошего было в его жизни? Изменившая ему жена? Или, быть может, сын-негодяй? Ничего. Единственный «луч света» в его «темном царстве» была Надежда, готовая пожертвовать всем, ради нее. Но он, увы, пожертвовал ей, ради всего.

Казалось бы, такая простая житейская история, а сколько глубины вложил в нее И. А. Бунин, заставляя каждого читателя сопереживать героям, задумываться о правильности или ложности каждого их шага.

Кавказ всегда значил многое для писателей всех столетий. Место-мечта, место-испытание, оно всегда вызывало неподдельный интерес у авторов. Так, рассказ «Кавказ» второй по счету в сборнике «Темные аллеи». Он повествует о неподдельной, искренней любви, являвшейся целым миром, смыслом жизни для героя.

Интересен пейзаж за окнами героев: «В Москве шли холодные дожди, похоже было на то, что лето уже прошло и не вернется, было грязно, сумрачно, улицы мокро и черно блестели раскрытыми зонтами прохожих и поднятыми, дрожащими на бегу верхами извозчичьих пролеток. И был темный, отвратительный вечер», - везде слякотно и холодно, кажется, что ничего уже не вытащит людей из этой заиндевелой грязи. Но вот герои неожиданно оказываются в поезде, который умчит их в тепло, в лето, к морю. И тепло уже будет на улице, будут цвести луга, да и в душах их все будет так же солнечно, ведь они вдвоем, наедине, любящие друг друга. Здесь, на побережье моря, настоящая жизнь, полная чувств, а там, дома, муж офицер и ненужная никому жизнь поодиночке. Но в их ли беспечной любви смысл всего написанного?

Образ мужа офицера здесь, преимущественно, ключевой. Он верен себе, своим идеалам, принципам и чувствам. Для него эта женщина, ставшая его женой, единственная, кому принадлежит офицерское сердце. Именно поэтому он готов поехать за ней чуть ли не на край света, лишь бы быть рядом. Мужчина едет по четко намеченному женой-изменщицей пути: «Он искал ее в Геленджике, в Гаграх, в Сочи». Но не найдя ее нигде, в нем умирает частичка души, и слышно, как сердце героя разбивается на миллиарды мелких осколков, которые уже нельзя собрать в целостную картину. Его женщины больше нет рядом, а, значит, и смысл его жизни исчез, канул в Лету. Герой, безусловно, сильный человек. Он понимает, зачем он живет, что побуждает его каждое утро просыпаться и существовать еще один день. Но что же делать, когда этот «двигатель» пропал, смысла жизни нет? Невозможно найти новый смысл жизни, проще найти новую жизнь. И мужчина, «он купался утром в море, потом брился, надел чистое белье, белоснежный китель, позавтракал в своей гостинице на террасе ресторана, выпил бутылку шампанского, пил кофе с шартрезом, не спеша выкурил сигару», словно смакуя на языке вкус бытия и подводя итоги своей жизни. А что потом? А потом «он лег на диван и выстрелил себе в виски из двух револьверов». Его нельзя причислить к «маленьким» людям, ведь, напротив, человек четких моральных устоев с непобедимой силой воли и глубоким осознанием цели человеческого существования и своего в частности. Отсюда и исход. Он подобен Актеру из пьесы М. Горького «На дне», который повесился, решив отправиться в лучшую жизнь, ведь, кто знает, может потом каждый из нас переродиться в кого-то более везучего по жизни, не так ли?

В рассказе «Кавказ» И. Бунин показывает себя с писательской стороны как настоящий психолог человеческой души, вводя в повествование героя, для которого любовь – главная жизненная ценность, смысл жизни.

Все рассказы Ивана Алексеевича Бунина, входящие в перечень сборника «Темные аллеи» - это повествование о метафорической или же реальной любовной смерти. И лишь, наверное, один рассказ не подходит под это описание. И название его «Баллада»

В рассказе "Баллада" любовный сюжет мы узнаем от героини произведения – Машеньки, которая по существу своему является странницей. Феодальный флер (князь так дорожил правом первой ночи, что не хотел пожалеть даже невесту сына) быстро сменяется эпической фантастикой (князь застреливает на скаку обеих пристяжных, а тройка конная все продолжает и продолжает ехать). Но потоим все это действие перерастает в апокалиптическое действо: за злодеем гонится "великий, небывалый волк", так похожий на волка Фенрира из древних преданий Скандинавии. Этот зверь убивает князя, а он, умирающий, раскаивается и велит поставить идол волка над своей гробницей.

Бунин здесь словно отрекается от своей глубочайшей философии типа Бабеля или Гегеля и представляет читателю обычную сказку, где добро, несомненно, победит. Мир реальный здесь, скорее, зазеркальный, классицистский.

Но в четвертом рассказе И. Бунин возвращается к реалиям жизни со всей ее мрачностью, ложью, обманом, пафосом и пошлостью. Показывая молодую девушку, дочь купца, влюбленную по глупости своей в друга отца, Красильщикова, писатель сталкивает героиню лицом к лицу со всей суровостью бытия. Она надеется на вечную и чистую любовь. Он – просто заехал переждать непогоду, знатно развлечься в компании молодой и наивной девушки. Совратив молодую Степу, которую он сам знал с самого раннего ее детства, он лишь самодовольно усмехался, радуясь своему превосходству и чужой глупости, которая так хорошо сыграла ему на руку. Красильщиков – человек низкий и подлый. Загубив жизнь молодой девчонке (а тогда отношения до брака карались обществом), он лишь обманул ее, чтоб успокоить. Наверное, такой же самонадеянный персонаж, как этот, найдется еще в одном произведении двадцатого века - «на Дне». Красильщиков – это местный Лука, который нашел себе пристань, чтобы переждать денек другой, отдохнуть в тепле, бросив при этом пару тройку утешающих фраз, которые только так загубили жизнь некоторым окружающим его тогда людям. Вот и Красильщиков, спеша, сказал Степе, якобы женится на ней, а сам «тотчас стал собираться и к вечеру уехал на тройке на железную дорогу. Через два дня он был уже в Кисловодске».

И. Бунин – обличитель людских пороков двадцатого века. Описывая, казалось бы, несостоявшиеся истории любви, он рассказывает читателю не только историю одного человека, но и всего народа в целом – обманутого и покинутого кем-то очень близким и родным.

Говоря об истории создания сборника, хочется упомянуть, что сам Бунин считал, судя по воспоминаниям Ирины Одоевцевой («На берегах Сены») «Темные аллеи» - лучшим, что он написал. И написал он их, кстати, уже после получения Нобелевской премии, будучи признанным мэтром.

Но что можно сказать в целом о сборнике? Безусловно, это превосходная классическая проза. Описания, диалоги, общий стиль - все это вызывает у читателя не что иное, как упоение и сопереживание.

Мир взаимоотношений мужчины и женщины в произведениях Ивана Алексеевича Бунина всегда очень полярен и антагонистичен. Так, пятый в свой сборник «Темные аллеи» писатель помещает рассказ «Муза», написанный 17 октября 1938 года. Как и все произведения цикла "Тёмные аллеи", рассказ "Муза" раскрывает тему любви. Рассказ о событиях ведётся от первого лица, герой будто вспоминает былое, а это значит, что взгляд на события даётся через призму восприятия рассказчика, этакий субъективный взгляд на все окружающее. И. А. Бунин выбирает такую психологическую форму повествования, чтобы раскрыть образ рассказчика извне: какие из событий тех далёких лет были для него наиболее важны, какие чувства они вызывали.

Своего главного героя И. Бунин не подвергнет физической смерти, чем нередко заканчивались многие его новеллы. Но гибели невидимой, душевной, ментальной, персонажу все же не избежать: неожиданная разлука с возлюбленной, произошедшая так же внезапно и быстро, как и первая встреча, заставляют героя погружаться в себя, опустошают его изнутри, приводя к абсолютной безысходности и апатии. Образ Завистовского перекликается с образом рассказчика, он "одинокий, несмелый, недалёкий". То есть так же, как и рассказчик, человек, особо не выделяющийся на фоне других. Но в них обоих есть что-то, что привлекло к ним внимание Музы. Завистовский - "недурной музыкант", о рассказчике Муза говорит: "Вы довольно красивы", кроме того она, наверняка, слышала о его занятиях живописью.

В построении текста есть два ведущих момента всего повествования: встреча с Музой и расставание с ней; и 2 связующих звена между этими моментами: жизнь до встречи с Музой, и жизнь до расставания с ней. Элементы этих пар противопоставлены. Также сами эти пары противопоставлены друг другу по характеру описания, эмоциональной насыщенности.

Сборник «Темные аллеи» - это грусть по прошедшему, по неразделенной любви, по временам года и вере в жизнь. Это то волнующее чувство лёгкого смущения и недосказанности. Это настолько дорогая сердцу тайна, что о ней не хочется говорить никому, а если случайно разговор всё же этого и касается, то нарочно приходится говорить с безразличием или даже пренебрежением, дабы собеседник и подумать не мог, как же это бесценно!

Это безмолвная беседа с Природой, со всем, что окружает. Это её удивительные звёзды на небе, звуки ночи и дня, это прохлада нежной росы ранним утром и пьянящие ароматы трав под палящим Солнцем, это шум ветра, тревожащего листву и шепот цветов. Это лето и ощущение счастья.

Невообразимые оттенки листьев, их кричаще-яркая палитра! А потом дождь. Множество дней, наполненных, как губка, дождями. И изрядно полинявшие кроны деревьев, которые еще совсем недавно изобиловали чудесными осенними красками...

Пронизывающий ветер с едва заметным колючим снегом. Усадьбы и приусадебные почерневшие от времени домишки, которые напоминают о своём существовании лишь виднеющимися издалека освещенными окошками составляют ту немногую русскую красоту, еще оставшуюся в средней полосе. Снег. Много снега. Его морозный хруст под ногами, покрасневшие от холода руки и какое-то спокойствие в душе, перемешивающееся с крепким зимним сном Природы.

Однако же, что это? Это лучи уже другого Солнца - весеннего. И много воды. И мириады подзабытых звуков. Круговерть всех и вся. Контраст девственно-белого и грязно-серого. Сочно пропитанная растаявшим снегом земля. И новая жизнь набухших почек и ярко-зеленой молодой листвы. Мягкость свежей травы. Черемуха. Сирень. Шиповник. И желание - объять необъятное. Радовать и радоваться. Познать счастье и поделиться им с другими.

Герои рассказов Ивана Алексеевича Бунина испытывали похожие эмоции, делились подобными чувствами, умели найти ту душевную прелесть, которую можно назвать, своего рода, сокровищем. Отношения мужчины и женщины. Отношения их друг к другу. Настоящая и чистая ли эта любовь, любовь навсегда или длящаяся лишь мгновенье - обо всем этом и о многом другом эта книга.

Но не может не впечатлить рассказ «Поздний час», завершающий первую часть сборника. Это самый грустный рассказ Бунина в его цикле "Темные аллеи", самый грустный и самый откровенный, потому что это о себе, потому что это было, потому что это правда. Чего только стоит вот это признание: «А потом ты проводила меня до калитки, и я сказал: «Если есть будущая жизнь и мы встретимся в ней, я стану там на колени и поцелую твои ноги за все, что ты дала мне на земле.»».

Жизнь в рассказах Ивана Бунина обретает смысл лишь с приходом любви, глубокого чувства, без которого все бессмысленно. Но чувство это быстротечно и трагично. Как правило, отношения между влюбленными в произведениях Ивана Бунина заканчиваются разлукой или смертью. Так в его книгах, так было, как видим, и в его жизни.

В двадцатом году прошлого столетия писатель покинул Россию и вернуться обратно возможности у него не было, слава пришла к нему там, за границей. Но то, что было дороже всего на свете, осталось в России. Отсюда и порой необъяснимая тоска, и печаль и столько пронзительно грустных произведений.

Это - типично бунинская поэзия в прозе. С поэтичными описаниями деталей, окружающей среды. И отсутствием обычной персонификации, то есть люди не то, что вне социума, но эта любимая большинством тема вообще опускается.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.