Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Биография «Жестокая память» (Твардовский А. Т.)

Назад || Далее

Творчество Твардовского первых послевоенных лет пронизано тем особым чувством, состоянием души, которое поэт в одном из стихотворений назвал «жестокой памятью». Подвиг народа, простого солдата раскрывается с особым драматизмом и силой личностного сопереживания, ощущения себя на месте каждого из павших.

«Стихи эти, - отмечал сам автор, - продиктованы мыслью и чувством, которые на протяжении всей войны и в послевоенные годы более всего заполняли душу. Навечное обязательство живых перед павшими за общее дело, невозможность забвенья, неизбывное чувство как бы себя в них, а их в себе, — так приблизительно можно определить эту мысль и чувство».

Эти слова сказаны Твардовским по поводу стихотворения «Я убит подо Ржевом» (1945-1946), написанного от первого лица.

Условная форма — монолог павшего воина — избрана поэтом не случайно: «Форма первого лица в “Я убит подо Ржевом” показалась мне наиболее соответственной идее единства живых и павших “ради жизни на земле”».

Горький и жестокий мотив воспоминания о полегших на поле брани разрешается обновленным чувством безграничной любви к жизни, за которую погиб солдат («Завещаю в той жизни // Вам счастливыми быть...»). Эти мотивы развиваются далее в стихотворениях «В тот день, когда окончилась война» (1948), «Сыну погибшего воина» (1949-1951), в трагическом и жизнеутверждающем цикле «Их памяти» (1949-1951).

Новый этап в развитии страны и литературы (1950-60-е годы) ознаменовался в творчестве Твардовского достижениями в сфере лирического эпоса — созданием своеобразной трилогии: лирической эпопеи «За далью — даль», сатирической поэмы-сказки «Теркин на том свете» и лирико-трагедийной поэмы-цикла «По праву памяти». Каждое из этих произведений по-своему стало новым словом о судьбах времени, страны, народа, человека.

Параллельно с этой поэмой Твардовский работает над сатирическим произведением «Теркин на том свете» (1954-1963), изобразившим «косность, бюрократизм, формализм» нашей жизни. По словам автора, «поэма “Теркин на том свете” не является продолжением “Василия Теркина”, а лишь обращается к образу героя “Книги про бойца” для решения особых задач сатирико-публицистического жанра».

Сам Твардовский вел непримиримую борьбу с наиболее мрачным, мертвящим наследием сталинщины, с духом слепого подчинения, косности и доведенного до абсурда бюрократизма. И делал это с позиций утверждения жизни, правды, человечности, высокого нравственного идеала. В сочетании фантастического сюжета и реалистически- бытовых деталей в изображении «загробного мира» реализовался творческий принцип автора: «С доброй выдумкою рядом // Правда в целости жива...»

Однако судьба этой глубоко правдивой и остросатирической поэмы складывалась далеко не просто. Будучи в основном написанной в начале 1954 года, она была опубликована только в 1963, да и то лишь потому, что была одобрена самим генеральным секретарем Н. С. Хрущевым. Но уже очень скоро стали появляться критические статьи, в которых подвергались сомнению и поэма, и поставленный на ее основе спектакль Московского театра сатиры. Впоследствии поэма надолго «канула в небытие» и вплоть до 1980-х годов даже не включалась в Собрание сочинений поэта.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Назад || Далее
.