Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Образ русского человека в произведениях И. А. Бунина «Антоновские яблоки» и «Деревня» (Школьные сочинения)

На протяжении рассказа «Антоновские яблоки» Бунин показывает читателям Россию и ее постепенное потухание. В первых частях он описывает раннюю осень и вместе с тем прекрасную цветущую страну, а также быт ее жителей, который состоит в сборе крупного урожая антоновских яблок, занятиях охотой, чтении книг и мирном времяпровождении: герои собирают яблоки и продают их. Люди добрые и сильные, занимаются своим делом, но несмотря на это, находятся в тесных и доброжелательных отношениях. Крепостные и помещики слиты воедино, между людьми нет никакой социальной или иной раздробленности, они вместе, они равны. Во второй части рассказа люди кажутся великанами, они все высокие, большие и белые.

Живут уже около ста лет, сами того не помня, не бояться смерти и с благоговением ждут ее, зная, что жизнь земная неограниченна. Персонажи находятся в гармонии с собой и с миром, который их окружает, они живут в своем поместье, занимаются своими заботами и наслаждаются ими. Но в третьей части время набирает ход, и люди начинают меняться, они разняться друг с другом (на охоте в четвертой части уже совсем не много человек и нет той страсти, той любви к этому древнему развлечению) и теряют свой прежний домашний быт. Четвертая часть произведения начинается очень печально, в ней говориться, что запах яблок исчезает, люди начинают умирать. Дворянский слой уходит в прошлое, Россия принимает новый облик – облик поздней серой осени. Дует ветер и наступает холодная зима, заметая снегом дорогу в прошлое.

В своей повести «Деревня» Иван Алексеевич Бунин показывает совершенно другую Россию в лицах жителей Дурновки. Это обнищавшая, серая и грязная страна с такими же духовно и материально нищими, серолицыми людьми. Эта повесть в некотором роде предстает продолжением «Антоновских яблок», словно, спустя десятки лет от этого благоденствия остались только бедность и грязь. Погода тоже навсегда меняется в России, где теперь восемь месяцев метели, а четыре – дожди. Само название деревни очень красноречиво – «Дурновка», жители называют себя дурновцами и ассоциируют определенный образ жизни с эти местом. Как, например, однажды Кузьма размышлял о своей бессмысленной и серой жизни в деревне, думая о той колее, в которую он возвратился и, может быть, она дана ему от рождения, ведь недаром, видно, в нем текла кровь дурновцев. Этот же мотив прозвучал во время диалога между братьями, обсуждавших народ и существование Бога для них, на что Кузьма Ильич снова произнес: «Наша песня спета. Никакие свечи нас не спасут. Слышишь? Мы – дурновцы!» Становится понятно, что жизнь в этой деревне совершенно никчемная, без какого либо саморазвития и смысла. Тихон Ильич понимает это, когда задумывается о своей смерти. Он со страхом говорит о ней, боится быть убитым мужиками и ничего после себя не оставить, ведь у него не осталось ни воспоминаний о прошлом, ни детей. Он сравнивал жизнь с изношенным платком, который от жадности не надевали по будням, ждали праздника, а как настал праздник, так лохмотья одни остались, так и с жизнью случается.

В Дурновке люди не умеет пользоваться предоставленными ими возможностями, не умеют вести хозяйство и элементарно в чистоте содержать свой дом, бабы не умеют печь хлеб, народ не знает, когда сеять, когда косить. Как часто размышлял Тихон Ильич о «деле» и том, что всюду нужен хозяин, ведь кругом была одна нищета, все мужики разорились и вместе с тем оскудели усадьбы. Или, например когда Кузьма едет к Казакову, он видит отличный чернозем, богатую землю. Но избы стоят маленькие, глиняные, с навозными крышами. Человек не сумел создать из данных ему природных ресурсов хорошее жилье для себя.

Действительно, как много раз было замечено Кузьмой, что народ живет по-свинячьи, они греются в навозе, не следят за домом, их окружают грязь и вонь, в домах сыро и холодно. Мужики спят на прогнивших мотках сена на ветру, на холоде, едят как животные и ничего с этим не делают, подобно Акиму и другим двум караульщикам, повстречавшемуся Кузьме Ильичу. Для них это стало обыденным, они не знают и не понимают другой жизни, их вполне устраивают протухшие щи и серая грязная жизнь. Люди будто сливаются с животными, например, пастух который мылся в грязном пруду, из которого даже животные не могли испить воды от ужасного вкуса и запаха. Люди становятся похожими на зверей, когда теряют человеческие качества, они больше не способны понимать чувства других и сострадать им. Когда Кузьма Ильич лежал в лихорадке и просил о помощи Молодую, та совершенно безразлично ему отвечала и нехотя выполняла его просьбы. Мужчина начинал бредить о своей дочери, о Воронеже, о месте своих похорон, но никого не было с ним рядом, чтобы помочь справиться с болезнью, тогда он размышлял: «Не безумие ли надеяться на жалось в Дурновке!». И сам Тихон Ильич был равнодушен, когда умерла его жена, барина заботил лишь денежный вопрос в этой ситуации. Люди стали настоящими живорезами. Дениска, который бил своего отца– что ни на есть самый настоящий живорез! Да сам Тихон Кузьмич, живорез, ведь отдал Авдотью за этого ужасного человека. Просто лютый народ, как замечают сами братья. Жители, словно стервятники, слетаются на какую-нибудь драку, пакость или сплетни, разлетающиеся по деревне, как это было с Авдотьей и Козой. Тихон Ильич, ничем не лучше них, говорил: «Народ! Сквернословы, лентяи, лгуны, да такие бесстыжие, что ни единая душа друг другу не верит!»

Они обречены в своем существовании, как Серый, яркий персонаж этой повести. Он был самый нищий и бездельный мужик во всей деревне. Наружность оправдывала кличку: сер и худ. Он был слабоволен, сидел дома в холоде и голоде, постоянно курил и всю жизнь ждал каких-то счастливых дней для работы, так он бездумно просидел долгие годы. У дурновцев нет больше никакого сценария жизни, они все идут по одной дороге нищеты и грязи, выживают за счет других и мирятся со своим существованием, неспособные, что-либо изменить. Жители деревни ленивы, апатичны, жестоки друг к другу, они постоянно пьют и не могут найти себе места в жизни. Возможно, от этого-то народ в Дурновке и несчастен, как и во всей России.

Но есть некоторые самоучки, как Кузьма Ильич, которые имеют цели, желают чего-то духовно высокого, но не могут крепко встать на ноги и выбрать свой путь, поэтому вынуждены скитаться с места на место, чтобы найти себя. Они как новые люди в России, но еще не сумевшие в ней обосноваться для того, чтобы начать действовать. Но есть и другие люди, которые как Тихон Ильич, чахнут над своим капитал и не желают ничего менять, только преумножать капитал. Эти люди готовы на все ради материального обогащения и удовлетворения своих потребностей, но с наступлением нового времени, придет и осознание своего места в жизни и памяти в будущем. Люди, как Тихон Ильич, ощущают отчаяние и пустоту, которые связаны со взглядами в бедующее России после революции.

А сейчас, Россия и русский народ не поспевают за быстро идущим временем, и поэтому Кузьма Ильич часто говорит, что «русские - остылый народ, не нужно хвалиться, что мы русские – мы дикие», в этих словах можно распознать мысли самого Бунина, как и в высказывании о том, что вся Россия – деревня. Писатель показывает, что бунтовщики – пустословы, они не смогут ничего изменить, потому что не способны меняться сами, от этого деревня предстает таким унылым и страшным местом. Но все же Иван Алексеевич любит ее, жалеет народ и, возможно, надеется, что когда-нибудь русский мужик сможет изменить свою жизнь.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.