Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Образ Кулигина в пьесе «Гроза» (Островский А. Н.)

Александр Николаевич Островский – выдающийся русский драматург. Его по праву можно считать основоположником русского театра. Островский подарил миру около пятидесяти пьес, которые не утратили своей актуальности и по сей день входят в репертуар многих театров. Произведения Островского способствовали развитию общественного самосознания. Их революционное влияние прекрасно определил Добролюбов, он писал: «Рисуя нам в яркой картине ложные отношения со всеми их последствиями, он (Островский) через то самое служит отголоском стремлений, требующих лучшего устройства».

Высшим художественным достижением Островского в предреформенные годы стала пьеса «Гроза», в которой он открыл народный героический характер.

«Гроза» открывается песней Кулигина – второстепенного персонажа, роль которого, однако, очень велика в пьесе. Кулигин – механик-самоучка, мечтающий отыскать вечный двигатель, чтобы подарить это благо народу. Бескорыстный и добрый, он восхищается красотой природы, находит в ней гармонию и пытается донести её до других жителей города. «Восторг! А ты: «нешто!». Пригляделись вы, либо не понимаете, какая красота в природе разлита», - так говорит он Кудряшу о Волге в самом первом диалоге. Даже в грозе, представляющейся жителям города Калинова страшной карой за грехи, Кулигин видит благодать. «Изо всего-то вы себе пугал наделали. Эх, народ!» - обращается он к горожанам, говоря тем самым, что истоки всех страхов и грехов заложены внутри людей, а не в окружающем их мире.

«…в «Грозе» слышен протест против самодурства, слышен из уст каждой жертвы… Но всего сильнее, по нашему мнению, протест Кулигина. Это протест просвещения, уже проникающего в темные массы домостроевского быта», - говорит русский писатель П. И. Мельников-Печёрский. Действительно, в образе героя то и дело проносится вызов патриархальному миру. Его разговор с Диким показывает нам, что Кулигин стремится переменить традиционный уклад жизни и внести в него что-то новое: от громовых отводов и солнечных часов до общественной добродетели, но его благородный порыв гасит упрямая жадность Дикого. Характер Кулигина мягкий, покорный, и герой не готов к решительным действиям. Неоднократно мы слышим от него, что лучше стерпеть, угодить суровым требованиям самодуров.

Восхищение красотой природы, умение наслаждаться ею, а также ноты протеста «темному царству» объединяют Кулигина и Катерину. Но в образе Катерины мы видим протест, который выражается действиями, заставляет общество «вздрогнуть» и задуматься об укладе жизни. Кулигин не переходит к открытому возмущению, ведь в нем нет той своенравности, той дерзости, что живут в Катерине.

В пьесе «Гроза» А. Н. Островский показал, как «зреет протест против вековых традиций и как старозаветный уклад начинает рушиться под напором требований жизни». В образе Кулигина автор изобразил это пока еще скрытое недовольство традиционными устоями патриархального мира.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.