Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




В чём неоднозначность образа Сатина по пьесе На дне (Горький Максим)

В пьесе «На дне» М. Горький отразил противоречия жизни русских людей накануне первой русской революции. Предметом изображения в данной пьесе является сознание людей, выброшенных в результате глубинных социальных процессов на дно жизни.

Одним из самых противоречивых, неоднозначных образов является Сатин, обитатель ночлежки Костылёва. Читатель впервые знакомится с этим персонажем, во время пробуждения которого выясняется, что его избили прошлым вечером за игрой в карты. Сатин – шулер. Он не боится, что когда-нибудь его могут и вовсе убить, ведь, по его словам, «дважды убить нельзя». Сатин понимает, что жив лишь телом, но не душой.

Направление, в русле которого работал М.

Горький, – реализм – помогает передать характер Сатина через его речь, отношение к нему других обитателей ночлежки и её хозяев путём погружения в психологизм его личности.

Сатин часто использует в своей речи редкие, не понятные окружающим слова. Таким образом он подсознательно желает отгородить себя от суровой реальности. Раньше герой был образованным человеком, возможно, вполне социализированной личностью. Но жизнь его надломилась, когда он решился на убийство ради сестры. И из тюрьмы он вышел совсем другим человеком, а возможно, и вовсе не человеком.

Внутренний конфликт героя раскрывается при столкновении его взглядов со взглядами странника Луки. Сатин прислушивается к речам Луки, во многом с ним соглашается. Странник помогает Сатину наконец-то начать думать, но Сатин осознаёт, что правда Луки не для него, это не его правда. В вопросе о правде герои-антогонисты расходятся, так как абсолютно по-разному представляют себе путь, по которому должен идти человек.

Сатин высказывает мысль о том, что «ложь во спасение» – это проявление человеческой слабости и утешения не помогут ему выйти на правильный путь, в какой бы ситуации не оказался человек. По мнению Сатина, человек должен сам бороться за свою жизнь и ни в коем случае не позволять жалеть себя. Он рассуждает о свободе и величии человеческого разума, и это парадоксально, ведь он шулер. Значит, Сатин обособляет себя от людей, выделяет себя на отдельную, вышестоящую ступень.

Когда Лука исчезает так же неожиданно, как и появился в ночлежке, Сатин ещё долго вспоминает о нём и говорит, что Лука подействовал на него, «как кислота на старую грязную монету» (можно говорить о косвенной отсылке к образу Иуды-предателя). Сатин защищает странника от нападок обитателей ночлежки, старается убедить их, что ложь Луки была для их же «спасения»: утешить и дать надежду каждому несчастному обитателю этого страшного места. И в то же время Сатин говорит Клещу, чтобы тот не шёл работать, ибо работа всегда направлена на достижение сытости, а Сатин презирает сытых. Сатин разрушает надежду Актёр анна лечение от алкоголизма, считая такой «рецепт» Луки бессмысленным. Может, Сатин предчувствует скорую смерть Клеща, но тем чудовищней его неумение сочувствовать, сопереживать. Когда раздаётся крик Барона о самоубийстве Актёра, Сатин с раздражением произносит: «Испортил песню… дурак!» Даже такое событие не всколыхнуло его, не дало возможности хоть как-то пробудиться живому в его погрязшей в «мерзостях жизни» душе.

Неоднозначность образа Сатина заключается в том, что своими суждениями он отрицает правду-мечту Луки, но своими поступками Сатин не пытается доказать собственную точку зрения об истинной правде, и … скорее всего, сам идёт по пути Луки. Бывший человек оказывается не способным преодолеть себя, подняться со «дна жизни».

Образом Сатина М. Горький развёртывает трагедию двойственности, присущей душе каждого русского человека и русского народа в целом.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.