|
Вы здесь: Критика24.ру › ЕГЭ по литературе
Образ воды в лирике Н. А. Некрасова и Ф. И. Тютчева (ЕГЭ по литературе)Творчество поэтов всех направлений включает в себя образы, взятые из окружающего мира. Простые предметы из повседневной жизни в поэзии обретают переносные значения и наделяются новыми смыслами на основе своих свойств. Так образ воды, самого необходимого элемента человеческого существования, нередко встречается в произведениях Некрасова и Тютчева. В стихотворении «Размышления у парадного подъезда» лирический герой, погрузившись в раздумья об участи русского мужика, обращается к реке Волге: Волга! Волга! Весной многоводной Ты не так заливаешь поля, Как великою скорбью народной Переполнилась наша земля... Река воплощает в себе размеренную крестьянскую жизнь, отягощённую бедностью, голодом и болезнями и наполненную таким количеством бед и несчастий, что все воды Волги едва ли могут быть сравнимы с пролитыми слезами всего русского народа. Не менее значимый, образ воды упоминается в стихотворении «Крестьянские дети». Автор размышляет о жизни крестьянского ребёнка, который «знает лесные дорожки, // Гарцует верхом, не боится воды». Как природное препятствие, вода выступает фактором приспособленности и подготовленности ребёнка, который с малых лет начинает трудиться, как взрослый, чтобы прокормить семью. В стихотворении «Железная дорога» лирический герой обращается к Ване, который в эпиграфе задавал вопросы своему отцу, и рассказывает ему о настоящей, тяжёлой жизни крестьян, “об обратной стороне медали”: Губы бескровные, веки упавшие, Язвы на тощих руках, Вечно в воде по колено стоявшие Ноги опухли; ... Автор с болезненной точностью описывает ежедневный чёрный труд, разрушающий здоровье и лишающий жизненных сил, и его последствия. Вода, как неотъемлемая часть условий этого труда, становится причиной нездровья белоруса-рабочего. Чуткость Некрасова к народу была замечена и его современниками: по словам П. Д. Боборыкина некрасовское “отношение к народу было сердечным, любовным, но без излишней сентиментальности, достаточно трезвым и объективным”. В стихотворении Тютчева «Весенние воды» воды одушевляются - ещё не растаял снег в полях, а они уже “бегут, и блещут, и гласят” о наступающей весне. Наполенные жизнерадостностью, они возвещают о приходе “тихих, тёплых майских дней”, долгожданных после зимы. Также олицетворение встречается в стихотворении «Что ты клонишь над водами...». Автор обращается к плакучей иве, склонившейся над струёй, а та “на солнце нежась, блещет, // И смеется” над ивой, низпростершей к воде свои ветви. В обоих стихотворениях возникают светлые и лёгкие образы, взятые из природы: весенние воды как символ пробуждающейся природы и струя воды, блещущая под солнем. Автор оживляет пейзаж и наделяет его человеческими чертами, чем выражает близость состояния природы и человека. В стихотворении «Иным достался от природы», посвящённом А. А. Фету, Тютчев под вниманием к водам имеет в виду поэтический дар: Иным достался от природы Инстинкт пророчески-слепой - Они им чуют - слышат воды И в темной глубине земной... Сокрытый в человеке этот инстинкт становится началом поэтического пути к прозрению, а шумящие под землёй воды - сокровенными тайнами природы, услышать которые дано не каждому. А. А. Фет писал в воспоминаниях, что “по свойству своего таланта г-н Тютчев не может смотреть на природу без того, чтобы в душе его единовременно не возникала соответственная яркая мысль. До какой степени природа является перед ним одухотворенной, лучше всего выражает он сам”. В приведённых для анализа стихотворениях прослеживается разное отношение поэтов к образу воды. Некрасов связывает его с повседневной деятельностью, нередко губительной для человека, и с образом всего народа. Для Тютчева вода представляется неотъемлемой частью природы, оживляемой эпитетами и олицетворениями и во многом перекликающейся с душой поэта. Так образ воды играет важную роль в лирике поэтов XIX века. Обновлено: Опубликовал(а): aaika Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|