Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




«Несправедливые законы не создают право» (ЕГЭ обществознание)

“Каждому по делам его”, - эта формула из Священного писания очень крепко вошла в сознание людей и стала примером обыденного, а не только религиозного мировоззрения. Такая трансформация доказывает то, что испокон веков справедливость и возмездность ценились человеком больше всего, что и отразилось в множестве пословиц и поговорок. Справедливое законодательство по сей день людьми представляется в качестве самого приемлемого средства, которое позволяет праву формироваться в виде особой стороны человеческой жизни. Только ли справедливые законы могут создать устойчивую правовую систему?

Право – совокупность норм, которые регулируют общественные отношения, закреплены государством в различных нормативных актах и подкреплены возможностью государственного принуждения. Право начинает зарождаться в родовом обществе, где пока еще нет государственности, как мононорма – единое правило поведения в котором соединены религиозный компонент (страх) и регулятивный (само правило), а также обряд.

На следующем этапе происходит формирование права как устной традиции и первые попытки кодификации, но это не преумалило роли традиций и обычаев, представлявших собой устные правила поведения, которые передаются из поколения в поколении, чья обязательность подкрепляется общественным влиянием. Обычаи и традиции, существовавшие в данном обществе и считающиеся полезными (то есть такими, от которых все получают благо) формами поведения, послужили основой для формирования первых кодексов законов – актов верховной государственной власти. Раннее законодательство (Хаммурапи, Ману, Русская правда) фиксировало частные случаи, которые зачастую могут показаться современному человеку несправедливыми или даже бессмысленными, но людьми того времени трактовались как единственно возможные. Например, в законах Хаммурапи действовал принцип зеркального талиона – наказание равным за равное, если были равны по сословному положению преступник и потерпевший, например, если авилум (в древнем Вавилоне название представителей свободного сословия) сломает кость авилума, то должно сломать его кость. Обычай кровной мести, приостановленный кодексом Русской правды на Руси, тем не менее продолжал действовать немного дольше в странах Европы, и только затем был признан несправедливым и жестоким.

Помимо этого история правовой мысли насчитывает несколько поколений ученых, по-разному рассматривающих проблему справедливости права, как одного из центральных явлений общественной жизни. Средневековый философ Фома Аквинский, представитель школы схоластов, делил все существующие законы на человеческие, которые определяют порядок общественной жизни, и божественные – указывают на пути достижения «небесного блаженства», и они тесно взаимодействуют. Право по Аквинскому – отражение божественного закона, который лежит в основе существования Вселенной. Закон человека является отражением закона Бога, а значит нужно поддерживать первый. Демонстрирует этот подход к праву в современном мире исламские государства, одним из основных источников права здесь являются сакральные тексты.

Согласно теориям представителей школы естественного права, философов Просвещения Руссо, Локка и других, человек обладает правами от рождения, потому что он разумен. Если право дано человеку от рождения, то его (право) нельзя ограничивать, это его личная потребность. Государство путем создания законов, согласно такой теории, устанавливает рамки деятельности человека, а это может привести к произволу.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.