Анализ Образ и характер Павла Силантьева в рассказе В ущелье Краткое содержание - Горький А. М.
Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

регистрация | забыли пароль?


  вход
логин:
пароль:
Запомнить?









-->
ПОИСК:
У нас более 4300 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!

Образ и характер Павла Силантьева в рассказе В ущелье (Горький А. М.)

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Назад || Далее

Рассказ «В ущелье» сталкивал людей различных жизненных позиций. Интересен с этой точки зрения образ солдата. На первых порах кажется, что это человек высоких патриотических чувств, он все время с гордостью говорит о России, о русском народе. Но и любовь к России, как обнаруживается в рассказе, может обернуться диким изуверством, если в основе ее лежит не гуманизм, не истинная демократичность, а узкая националистическая замкнутость.

Смутно чувствуя «непорядок» жизни, солдат склонен во всем винить иноверцев. Поэтому он так хладнокровно рассказывает о зверских расправах с текинцами, он полон неприязни к населению Кавказа, даже яркую местную природу воспринимает враждебно. В конце концов солдат убивает Силантьева, критические высказывания которого о России вызывают в нем бешеную злобу.

Изображая темные стороны жизни Руси, Горький не забывает своей главной задачи — выявить, живет ли в народе стремление к переустройству жизни на основе каких-то новых человеческих взаимоотношений и есть ли в народе те духовные силы, которые сделали бы возможным это переустройство.

В рассказе «В ущелье» «проходящий» встречает Павла Силантьева, который близок ему и по душевному складу и по взглядам на жизнь. Скитаясь, как и «проходящий», по дорогам страны, он видит море народного горя, проникаясь чувством глубокого coстрадания к простым людям. «А мне народ жалко,— говорит он,— бесчисленно много пропадает его зря! Глядишь-глядишь на это —просто беда, брат...» Из слов старика-сектанта, который уже встречался с этим «несогласным», ясно, что Силантьев в терпении видит зло, в борении — добро. Его уважение к людям соединено с чувством собственного достоинства: «Кто себя ценит, он и людей ценит... У нас это — редко, чтобы умел человек себя ценить...» Он не только наблюдал жизнь, но и размышлял над нею, в его оценках окружающего много обобщения, он часто говорит «у нас», «мы», видя, что отдельные факты жизни выражают какие-то общие ее черты. Силантьев понимает уже, что одного недовольства окружающим мало, поэтому он критичен к своим же собратьям - скитальцам: « ...ходим из стороны в сторону, да всем мешаем <... > бездельники мы и норовим на готовое. Сами-то, значит, ничего того лучше, что есть, не можем сделать, а — подай нам!» В этом образе не просто инстинктивные неоформленные порывы к другой жизни, в рассуждениях Силантьева чувствуется известная зрелость проснувшегося самосознания, понимание необходимости активно содействовать переустройству жизни, но это — тот порог, который перешагнуть он еще не может, не находя себе единомышленников, не представляя возможных путей борьбы со злом. Впрочем, до такой зрелости не дорос еще и «проходящий». Но за образом «проходящего» стоит автор, человек большого социально-общественного, революционного опыта. Он-то знает, что жизненная позиция «проходящего» перспективна, его путь — только начало поисков, которые должны увенчаться успехом. Поэтому искания «проходящего» овеяны лирической и оптимистической тональностью, в то время как в некоторой замкнутости и некоторой таинственности Силантьева — ощущение внутренней растерян-ности. Жизнь Силантьева трагично обрывается. В это время «проходящий» находится в кругу сектантов, которые реагируют на гибель Силантьева так, что «как будто не случилось ничего особенного.,.». Для «проходящего» же это глубокая драма не только в самом факте жестокого убийства, бессмысленной гибели человека, но еще и гибели человека, духовно близкого ему.

Источники:

  • Горький А. М По Руси; Хозяин/Предисл. и прим. Е. А. Тенишевой.— М., Правда, 1986. — 480 с., ил.

  • Аннотация:Рассказы, составившие цикл «По Руси», занимают важное место в творчестве Горького. Русь лредстает перед читателем и в ее географическом размахе, и в разнообразии социальных категорий, и в разнообразии индивидуальных характеров.

    В книгу вошла также повесть «Хозяин». В ее основе лежат конкретные факты, свидетелем которых был автор.

Обновлено:
Опубликовал(а): Nikotin
Назад || Далее
.

Полезный материал по теме

И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском

регистрация | забыли пароль?


  вход
логин:
пароль:
Запомнить?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.

Copyright © 2011-2017 «Критическая Литература»


Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение