Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Цикл автобиографических рассказов «По Руси» (Горький Максим)

|| Далее

Цикл «По Руси» был задуман Горьким одновременно с другими его автобиографическими произведениями - «Хозяин», «Случай из жизни Макара», «Детство». Некоторые высказывания писателя свидетельствуют о том, что он, начиная работу над этой серией произведений, ставил перед собой определенные творческие задачи в связи с новыми потребностями времени. Так, одному из своих адресатов, М. Неведомскому, он писал в декабре 1911 г. : «Никогда еще пред честными людьми России не стояло столь много грандиозных задач, и очень своевременно было бы хорошее изображение прошлого, в целях освещения путей к будущему...». Несколько позже, в 1913 г., он так конкретизировал «грандиозные задачи» времени, стоящие, в частности, и перед литературой: «Мы живем во дни чрезвычайно трудные, требующие настоятельно упорной, организационной работы. Мы должны заняться духовным «собиранием Руси», делом, которого никто еще не делал упрямо и серьезно, делом ныне необходимым...»

Горький прекрасно ориентировался в общественной жизни России, хотя еще в 1906 г.

он уехал в Европу, а затем в Америку. Его выступления за границей в защиту революции 1905 года, активная общественная деятельность борца-революционера, и, наконец, публикация романа «Мать», за который он был приговорен в России к судебному преследованию, не позволили писателю вернуться на родину. Горький поселился на острове Капри в Италии. Но по-прежнему судьбы родины и народа не просто интересовали его, эти проблемы определяли содержание всей его жизни. Поэтому писатель использовал все возможные каналы связи с Россией, по которым он мог получать информацию о положении дел в стране. Каждый день он просматривал большое количество русских газет, журналов, книг. По его собственному свидетельству, он читал в день до 20 рукописей начинающих писателей. Дом Горького на Капри был полон людей, приезжавших из России, он вел обширнейшую переписку с различными писателями, общественными деятелями, знакомыми. В этот период Горький переписывался с В. И. Лениным, находившимся в эмиграции. 1 августа 1912 г. В. И. Ленин писал Горькому: «А в России революционный подъём, не иной какой-либо, а именно революционный».

Демократический подъем в стране не мог не сказаться, во-первых, на творчестве многих писателей, во-вторых, на восприятии литературных произведений читающей публикой, которая искала в литературе ответы на вопросы исторического и социального характера, пробуждавшиеся в ее сознании под влиянием развивающихся событий.

Прежде всего необходимо было понять, куда идет Россия, каков национальный характер русского народа, является ли он залогом революционного преобразования страны, как отразилась революция 1905 г. в ее взлетах народной энергии и в ее неудачах на самосознании народа. Эти вопросы, поставленные жизнью, могли решаться при всем разнообразии индивидуальных стилей отдельных писателей только реалистической литературой. Литература же другого, декадентского направления, господствовавшего в период общей политической реакции, старалась, наоборот, увести читателя от острых конкретных социально-исторических проблем в область «вечных» истин, индивидуализма и мистики.

Естественно, что в 1910-е годы растет широкий читательский интерес именно к реалистической литературе. Развитие ее было важным фактом общественной жизни, о чем писала большевистская «Правда» в статье «Возрождение реализма». Заслугу писателей-реалистов газета видела в том, что они рисовали «подлинную русскую жизнь со всеми ее ужасами, повседневной обыденщиной», а это стремление разобраться в социальной картине современной жизни есть «отражение силы рабочего движения». «Правда» видела в М. Горьком писателя, способного возглавить развитие русской литературы.

И сами писатели тянулись к Горькому. Леонид Андреев, друг Горького и в то же время во многих вопросах его противник, писал ему в 1911 г.: «... где-то уже родится веселый зов к новой, тяжелой, революционной работе. Другого человека, писателя, который мог бы привести молодую литературу к революционному единству — кроме тебя, я не вижу» В

Пристально следя за жизнью России, Горький чутко уловил большие перемены, происходящие в стране. Он понимал, что кончается эпоха мрачной реакции, наступившая после поражения революции 1905 г., что начинается новый демократический подъем. Своим творчеством он стремился ответить на важнейшие проблемы, возникающие в ходе общественного развития.

Отсылая первые рассказы цикла «По Руси» видному критику того времени, литературоведу и редактору журнала «Вестник Европы» Д. Н. Овсянико-Куликовскому, Горький писал ему в сентябре 1912 года:

«Я затеял ряд очерков, подобных посланным, — мне хотелось бы очертить ими некоторые свойства русской психики и наиболее типичные настроения русских людей, как я понял их».

Как же понимал Горький особенности русского национального характера, что ценного в нем было для писателя? Подход к анализу «русской психики» и «типичного настроения русских людей», естественно, был связан с общим мировосприятием Горького.

У Горького очень рано проснулось стихийное противостояние всем «мерзостям жизни», обывательскому застою, тем проявлениям действительности, которые основывались на взаимоотношении хозяина и подчиненного ему работника. Хозяин не только держал работника в полной экономической зависимости и обирал его, он растаптывал человеческое достоинство своего подчиненного, пробуждая в работнике рабскую психологию приниженности, забитости и покорности. Горький считал, что такому давлению жизни, искажающему сущность человеческой природы, следует прежде всего противопоставить чувство человеческого достоинства. Понятие «человеческое достоинство» было для писателя категорией социально ёмкой. Пробуждение человеческого достоинства Горький связывал с активной позицией человека, не только с его противостояниям «мерзостям жизни», но и с созиданием нового мира, новых взаимоотношений. В 1909 г. в одном из своих писем Горький очень характерно обосновывал свою приверженность идеям социализма: «...социализм дорог и важен именно потому, что он единственный путь, коим человек всего скорее придет к наиболее полному и глубокому сознанию своего личного человечьего достоинства. Иного пути — не вижу».

Герои ранних произведений Горького противостояли окружающему корыстному, собственническому миру, но они оставались индивидуалистами, блеск необычности придавал им яркий романтический пафос автора. Естественно, что развитие самого писателя, приобщение к идеям социализма и революционной борьбы переключает его интересы из мира ярких, романтически окрашенных индивидуальностей в сферу размышлений о народе, о его судьбе.

Горький понимал, что революция 1905 года всколыхнула широкие народные массы, но ограниченность мировоззрения патриархального крестьянства, косность мещанской обывательской среды одержали пока верх. Так что же является главным? Последнее, то есть косность, замкнутость, застойность, или же что-то другое, что определяет народ, как творца, что рождено не веками рабства, а веками созидательного труда, что является разнообразным проявлением понятия «человеческое достоинство»? Горький считал, что при всей верности писателя правде жизни он должен найти определенный ориентир для себя в изображении этой жизни. И в настоящий момент начала нового демократического подъема писатель считал необходимым прежде всего выявить богатые духовные задатки народа, его неисчерпаемые потенциальные возможности. В 1911 г. в письме к JI. Андрееву Горький так сформулировал эту задачу: «Русь надо любить, надо будить в ней энергию, сознание ее красоты, силы, чувство собственного достоинства, надо прививать ей ощущение радости бытия < ...>наша очередная задача и работа: собрать рассеянную энергию, освободить ее из сети и цепей различных недоумений, испугов, неверий...»1.

Горький ориентировал литературу на поиски положительного идеала, связывая его с пробуждением народного самосознания. Это и было то дело «духовного собирания Руси», о котором он писал. В цитированном выше письме Д. Н. Овсянико-Куликовскому Горький замечал: «Не знаю, как озаглавить мне очерки, посланные Вам. Я имел дерзкое намерение дать общий заголовок «Русь. Впечатления проходящего», но это будет, пожалуй, слишком громко < ...> Может быть. Вы согласитесь дать заголовок «Впечатления проходящего», — откинув слишком широкое и требовательное слово «Русь»?»

Таким образом, к работе над рассказами, вошедшими в сборник «По Руси», Горький отнесся как к программному замыслу, поэтому и намеревался дать им обобщенное заглавие: «Русь. Записки проходящего». Но не будучи уверен в художественном совершенстве воплощения, сомневался в правомерности такого заглавия. Д. Н. Овсянико- Куликовский ответил писателю так: «Их <т. е. рассказов> художественное? достоинство весьма значительно, а в совокупности эти на первый взгляд — непретенциозные «картинки» дадут живую и многоговорящую картину Руси. В этом сомневаться нельзя. Что касается заглавия «Русь», то я не нахожу его ни громким, ни неловким: это в самом деле Русь, подлинная, настоящая, метко схваченная, живая Русь. Если хотите, можно бы взять заглавие: «По Руси» — с подзаголовком: «Записки (или впечатления) проходящего».

Источники:

  • Горький А. М По Руси; Хозяин/Предисл. и прим. Е. А. Тенишевой.— М., Правда, 1986. — 480 с., ил.

  • Аннотация:Рассказы, составившие цикл «По Руси», занимают важное место в творчестве Горького. Русь лредстает перед читателем и в ее географическом размахе, и в разнообразии социальных категорий, и в разнообразии индивидуальных характеров.

    В книгу вошла также повесть «Хозяин». В ее основе лежат конкретные факты, свидетелем которых был автор.


    Цикл рассказов «По Руси» сложился постепенно. В апреле 1912-го —июле 1913 года в различных журналах были опубликованы первые одиннадцать рассказов, которые, за исключением «Рождения человека», вышли отдельным изданием в 1913 г. в издательстве И. П. Ладыжникова в Берлине: М. Горький. Записки проходящего. Очерки. Часть первая («Ледоход», «Покойник», «Женщина», «Губин», «Калинин», «Кладбище»). Часть вторая («Нилушка», «На пароходе», «В ущелье», в этот рассказ включался эпизод «Едут...»). Рассказы в этом издании не имели заглавий, они были помечены лишь цифрами.

    В 1915 г. Горький переиздал их под общим названием: «По Руси. Очерки» (в XIX томе Собрания сочинений в изд-ве «Жизнь И знание»), присоединив к ним «Рождение человека», изменив композиционное расположение всех рассказов и дав им заглавия, порою — новые, по сравнению с журнальными вариантами.

    Остальные восемнадцать произведений появились в печати в ноябре 1915-го —октябре 1917 г., а затем, в 1918 г., в издательстве «Парус» вышли отдельной книгой под названием «Ералаш и другие рассказы».

    В 1923 г. автор объединил эти два цикла под заглавием «По Руси».

    Обновлено:
    Опубликовал(а):

    Внимание!
    Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
    Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

    Спасибо за внимание.

    || Далее
    .