Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!


Был ли у Катерины иной путь в пьесе «Гроза»? (Островский А. Н.)

Пьеса А. Н. Островского «Гроза» была написана в предреформенный период в России и являет собой картину старого уклада жизни «темного царства». В произведении развивается типичный конфликт той эпохи — борьба между отживающей моралью самодуров и их безответных жертвами и новой моралью людей, в душе которых пробуждается чувство человеческого достоинства.

Образ Катерины занимает особое место среди персонажей пьесы. Это красивая молодая женщина с пылкой и страстной душой.


Она добрая, честная, открытая: «Что при людях, что без людей, я все одна...», «...обманывать-то я не умею, скрывать-то ничего не могу.» Катерина — чистая, высоко нравственная, религиозная натура. Она боится совершить грех, пугается грозы как кары господней. Молодая женщина любит мечтать и часто представляет себя птицей: «...отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица». В ней чувствуется свободолюбивая личность: «А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой». Способность к протесту отличает Катерину от всех других образов, представленных в драме.

До замужества Катерина росла в зажиточной купеческой семье, жила весело и беззаботно: «Я жила ни об чем не тушила, точно птичка на воле». Выйдя замуж женщина попала в совершенно другую атмосферу: невежества, грубости и притворства. Свекровь постоянно унижала и упрекала невестку, а бесхарактерный муж даже не пытался защитить жену от беспричинных нападок свекрови, сам не смел шагу ступить без ее согласия. Но Тихон и его сестра Варвара только внешне соглашались с матерью. И как только появлялась возможность — отводили душу на стороне — лишь бы «шито да крыто было».

Катерина хочет уважения и любви, но попав к Кабановым, видит, что любить и уважать ее здесь некому. Ее сердце, не находя отдушины, начинает протестовать. Недаром она говорит: «Лезет мне в голову мечта какая-то. И никуда я от нее не уйду». Катерина соглашается на свидание с Борисом, прекрасно понимая, что он приведет ее к гибели. В этом выразилось возражение против традиций, устоев «темного царства», где чувства человека не имеют никакого значения.

Трагический выбор Катерины — закономерный итог драмы. Душевно богатая, искренняя женщина не могла жить под вечным арестом, в постоянных душевных муках. Она тяжело переживала безразличие мужа, его неспособность защитить жену перед своей матерью. Еще одним ударом стал отказ возлюбленного увезти ее с собой из-за страха потерять наследство. «Только одного и надо у бога просить было, чтоб она умерла поскорее...» — эти слова подтверждают предательство, трусость Бориса. Женщина нашла в себе силы признаться в грехе перед мужем и свекровью, но это не принесло ей облегчения. Мне кажется, у Катерин не было другого выхода, кроме гибели. Она не смогла бы жить с грехом. И боялась она не мужа, не свекрови, а собственной совести. А от нее нигде не спрячешься: ни за стенами дома, ни в монастыре. Так Катерина показала не слабость, а силу своего характера, и ее выбор достоин уважения.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено:
Опубликовал(а):

  

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.
ПОИСК:
У нас более 30 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Полезный материал по теме

И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском

регистрация | забыли пароль?


  вход
логин:
пароль:
Запомнить?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.

Copyright © 2011-2018 «Критическая Литература»

Обновлено: 10:47:54
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение