Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!




ПОИСК:
У нас более 30 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Раскольников и Соня Мармеладова в произведении «Преступление и наказание» (Достоевский Ф. М.)

Раскольников и здесь пытается заниматься самообманом: Соня договаривает за него самые страшные слова, разоблачает перед ним его собственные замыслы. Достоевский показывает, как после двойного убийства – ведь ему пришлось убить и невольную свидетельницу Лизавету, беременную сестру старухи-процентщицы, - Раскольников шаг за шагом приближается к раскаянию и духовному возрождению.

Трагизм Раскольникова подчеркивается «мрачным ощущением мучительного, бесконечного уединения и отчуждения».


Жизнь доказывает, что Раскольников – просто человек и никаких особых «прав» не имеет. Достоевский проводит его не только через преступление – через множество ежедневных испытаний.

И вовсе не раскаяние в содеянном толкает Раскольникова на признание. Он в отчаянии от того, что моральные последствия убийства оказались выше его сил. Он не способен вынести ни нравственных мук, ни боязни разоблачения, ни страстного желания – которое он сам же подавляет – предать себя правосудию, чтобы разом покончить с этими страданиями. А раз нет сил выносить последствий, стало быть, и убивать не имел права – таков приговор героя самому себе. Эксперимент завершен. Раскольников, в отличии от Базарова, проводил свой опыт не на лягушках – на людях. Нет у человека права на такие эксперименты, ни у кого нет. До обобщений Раскольникову далеко, но о себе самом он все понял: «Я себя убил, а не старушонку! Тут так-таки разом и ухлопал себя, навеки!» - восклицает он.

Удивительный подвиг самопожертвования потрясает Раскольникова. Он, еще недавно мнивший себя Наполеоном, в эмоциональном порыве кланяется Соне в ноги. «Я не тебе поклонился, - говорит он ей, - я всему страданию человеческому поклонился».

Обращаясь к Соне, он пытается услышать от нее слова сочувствия, но его ждет самый беспощадный и мгновенный приговор.

На протяжении всего романа Раскольников то отгораживается от человечества, то устремляется к нему. Предметный мир романа полон дверей, замков, засовов... Раскольников то открывает двери, то судо¬рожно их захлопывает, словно символически отрезая себя от других людей. Одна дверь оказалась для него спасительной: дверь в комнату семейства Мармеладовых. Несчастья и бедность преследуют эту се¬мью. Гибнет спившийся Мармеладов-отец. В порыве доброты Рас-кольников отдаёт вдове Катерине Ивановне все деньги. Семья с ма¬ленькими ребятишками выживает лишь благодаря позорному про¬мыслу дочери Мармеладова, продающей себя ради семьи отца. Со встречи с Соней начинается внутреннее восстановление Раскольни¬кова. От бездушной арифметики он наконец переходит к постепенно¬му осознанию чудовищности своего преступления. Соня подсозна¬тельно чувствует, что Раскольников оторвался от людей, он может остаться навсегда одиноким. Лишь один выход она может указать Раскольникову — «страдание принять и искупить себя им». Принятие страдания начинается для Раскольникова с публичного раскаяния.

Женские образы очень важны в романах Достоевского. Часто именно женщины становятся для его героев как поводом к озлобле¬нию, так и источником умиротворения. Во всяком случае, сестра Рас¬кольникова фактически повторяет ему слова Сони. Диалог между ни¬ми имеет принципиальное значение для Раскольникова, когда он всё-таки принимает решение отдаться в руки правосудия.

Дело даже не в том, что следователь Порфирий Петрович, опыт¬ный криминалист-психолог, уже давно его разоблачил, и не в том, что другой человек признался в его, Раскольникова, преступлении и го¬тов понести незаслуженное наказание. Это наказание было бы воз¬можно в суде присяжных, для Достоевского - «неправедном», ибо для него существовал только Высший суд. Раскольников принимает реше¬ние, потому что жизнь его неизбежно изменится, и он не в силах больше ждать, когда же именно произойдёт неизбежное. Раскаяния он не чувствует, наоборот, «я не знаю, для чего я иду предавать се¬бя», — говорит сестре

Но нет нравственного возрождения без раскаяния. Поэтому и на ка¬торгу Раскольников отправляется с сознанием полного краха, безнадёж¬но загубленной жизни. А ведь ещё недавно Разумихин говорил о нём: «...ужасно высоко себя ценит». Возможно, следы этой прежней надмен¬ности, гордыни и отвращали от него других каторжан. Они отверну¬лись от него, относились к нему жестоко и порой враждебно.

Источник его спасения — любовь Сони, которая пошла за ним. Мы уже говорили, что для Достоевского нет безгрешных людей. Настоя¬щим праведником писатель считал согрешившего и раскаявшегося че¬ловека.

Соня — это безгрешная грешница, блудница, пожертвовавшая со¬бой ради спасения своих ближних. Она стала проституткой даже не ради своих сестёр — ради детей новой жены своего отца-пьяницы. Именно в ней, искупившей свой грех спасением других людей, и за¬ключён источник спасения души Раскольникова.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено:
Опубликовал(а):

  

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.
Полезный материал по теме

И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском

регистрация | забыли пароль?


  вход
логин:
пароль:
Запомнить?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.

Copyright © 2011-2018 «Критическая Литература»

Обновлено: 12:09:47
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение