Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!


Идейно-художественное своеобразие комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» (Школьные сочинения)

Идейно-художественное своеобразие комедии

Д. И. Фонвизина "Недоросль"

Данная пьеса считается вершиной творчества Фонвизина, и это справедливое решение. Она же, первая комедия на русской сцене, открывающая во всей красе социально-политические проблемы дворянства. Основным конфликтом в комедии является, столкновение консервативной части «благородных дворян», решивших истребить дикое рабство, против передовых дворян, имеющих крепостных. Но, одновременно комедия высмеивает и ряд других проблем, актуальных на то время.


К примеру, самой яркой является — воспитание. Критики отметили, что Фонвизин в этой части, раскрыл свой талант, зоркость и мастерство, что и сделало произведение «бесподобным зеркалом», отражающим всё «злонравие» дворянства! Но автор не только хотел показать каждый из пороков обличая их во всей «красе», он пытался уничтожить рабство. Д. И. Фонвизин писал: «Угнетать рабством себе подобных беззаконно». Правда речь не шла о полной отмене крепостного права, автор мастерски показал в пьесе себя, как политика. Глубоко и ярко он изобразил каждый порок, каждый изъян общества, что и придало комедии некую антикрепостническую направленность. Новаторство Фонвизина отразилось не только в этом, но ещё и в форме содержания и выражения.

Пытаясь расширить границы выбранного направления, Фонвизин постарался сохранить в комедии основную черту классицизма. В предыстории комедии, автор дал краткую характеристику каждого героя, показывая различия в характере, а так же индивидуальную черту в общении персонажей друг с другом. Например, Простакова — она и смешна, и трагична одновременно; невежа, корыстна, безжалостна, но при этом, она безгранично любит своего сына и пытается для него сделать всё возможное. Она способна на, почти философские, своеобразные речи. Именно она, отвечая на слова Простакова о том, что «тиранствовать никто не волен», ответила, вроде бы и без смысла, но по мнению Ключевского В. О. В этих словах, заключён смысл комедии! Удивлённо говорит: «Не волен! Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен; да на что ж дан нам указ о вольности дворянства?» Правильно, ведь в этом указе, дворяне увидели лишь то, что было интересно им — свои права! Простакова способна осмысленно действовать и оценивать свои поступки, что и придаёт её характеру напористость и целенаправленность. Даже её рекомендации сыну, казалось бы, столь глупые и абсурдные на первый взгляд, на самом деле, являются вполне разумными. Что и показывается автором в сцене с найденными деньгами, когда Митрофан нашёл триста рублей на дороге и не знал, как поделить их на троих. Простакова дала самый простой совет сыну: «Всё себе возьми, Митрофанушка». Хотя, конечно же, решение задачки было не «по науке», скорее она была ...социальной. На протяжении всей комедии, Простакова поучала сына жизни. Знания самой женщины основывались не на добре и просвещении, а на власти и силе. И как она полагала, именно её знания, помогут сыну стать самым настоящим помещиком — сильным и властным. И пусть у героини своеобразная логика, а именно на её примере, автор внёс в произведение новые для классицизма черты конфликта добра и просвещения со злонравием.

В комедии речь идёт о войне двух мировоззрений, что было характерно на Руси в восемнадцатом веке. Именно поэтому, каждый герой в комедии — это, либо один из пороков, либо олицетворение добра и мудрости. К примеру, Простакова - «презлая фурия», а супруг её - «дурак бесчестный». Именно поэтому, и фамилия у каждого героя — говорящая, а это любимый приём каждого классика! Если герой отрицательный, то и фамилия такая же — Скотинин, Вральман, который противостоят герои положительные — Стародум, Правдин, Цыфиркин … По всем правилам классицизма, у комедии соответствующий финал: единство времени и места.

Правда, в комедии затрагиваются и другие проблемы, которые, тем не менее, плотно пересекаются с главной: мотив, воспитание … Эти те темы затрагиваются в своём творчестве и другие классики, среди которых Грибоедов А. С., Островский А. Н., Гоголь Н. В. Каждый из них делил персонажей на «своих» и «чужих» и помогал «своим».

В новом свете, позволяет увидеть каждую проблему, тема любви. В комедии представлены две группы героев, и у обоих совершенно противоположные взгляды на проблемы, представленные в произведении. В сфере просвещения и гуманизма были воспитаны Правдин с Софьей. Стародум в комедии говорил: «Отец воспитал меня по-тогдашнему, а я не нашёл и нужды себя перевоспитывать. Служил он Петру Великому». Данная фраза даёт понять читателю, отчего же у дядюшки Софьи, такое стремление к знаниям, а так же стремление к сохранению чести, душевного покоя, честности, свободы суждения и независимости. Он смог добиться достатка, «не променивая их на совесть, без подлой выслуги, не грабя отечество: Правдин надеется «положить границы злобе жены и глупости мужа». Но этим героям прямо противостоят «злонравные» дворяне, а это Скотинин и Простакова с сыном Митрофаном и супругом.

В отличие от Софьи, Митрофан воспитывает по-иному. Он открыто показывает своим учителям, как пренебрежительно относится к наукам, знаниям и только потому, что он ленив и не желает видеть той пользы, которую могут ему дать в будущем эти познания. Хотя Простакова, мать его, весьма не глупая женщина, сын его способен на откровения и иронию. Достаточно вспомнить о том, как он рассказывает о своём сновидении: «ночь всю такая дрянь лезла», а потом даёт такое уточнение: «То ты, матушка, то батюшка», потом начинает жалеть матушку, которая обессилела в битье отца его. Хотя … это всего лишь сон Митрофанушки.

Произведение целиком выдержано в стиле классицизм, но автор добавил индивидуальности, которая проявляется в языке. К примеру, Простакова, её манера речи немного изменена, сама героиня способна изменить манеру, в зависимости от ситуации. Не лишена речь её «светскости», ведь встречая знатных гостей она произносит: «Рекомендую вам дорогого гостя», «милости просим», а вот приказывая что-то своим слугам, госпожа произносит речи, привычные ей: «скверная харя», «собачья дочь», «канальи» … И совсем по-другому Простакова разговаривает с сыном своим любимым: «Век живи, век учись, друг мой сердечный!», «...не упрямься, душенька». Так же, в её речах, как у большинства провинциальных дворян, встречаются элементы просторечия и народной мудрости. Она обожает вставить в разговор присказку, пословицу: «Где гнев, туг и милость», «Счастье на роду ему написано» и прочее.

У положительных героев, используются в основном, сложные выражения. Правдин говорит — канцеляризмом, Софья и Милон употребляют обороты сентиментализма, к примеру: «Трогает моё сердце», «Тайна сердца моего» и прочее. А вот Стародум «говорит» слогом автора, часто встречаются афоризмы: «Тщетно звать врача к больным неисцелимо», «наглость в женщине есть вывеска порочного поведения».

Читатель явно видит, что в комедии сочетается несколько литературных элементов. Это и сентиментализм, и классицизм, отчего пьесу отнести к какому-либо одному направлению — невозможно. Автор, творя, смог отыскать совершенно новую систему. Проявились в произведении и черты реализма, потому как, создавая отрицательных героев, Фонвизин оказал большое влияние на русскую литературу ….

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено:
Опубликовал(а):

  

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.
ПОИСК:
У нас более 30 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Полезный материал по теме

И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском

регистрация | забыли пароль?


  вход
логин:
пароль:
Запомнить?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.

Copyright © 2011-2018 «Критическая Литература»

Обновлено: 09:52:39
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение