Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Анализ произведения «Капитанская дочка» (Часть IV) (Пушкин А. С.)

Для молодого Гринева крестьянские войны, конечно, «бунт бессмысленный и беспощадный». Для Пушкина все значительно сложнее. Он корректирует категоричность суждения, совмещая в нем различные точки зрения, наполняя его многозначным смыслом. Ибо главная задача для Пушкина – увидеть в народном движении, в народном сознании не только стихийность, но и стремление к новым гуманистическим началам.

В «Капитанской дочке» Пушкин пытается найти выход из противоречий социальной жизни в сфере гуманных человеческих отношений. Не так давно Ю. М. Лотман предложил очень оригинальное понимание авторской позиции в романе.

По его мнению, есть две возможности оценки героев. Одна из них определяется логикой социальной борьбы. Это внешние, социальные отношения, когда люди действуют согласно принятой на себя социальной роли офицера, императрицы или вождя восстания. На этом уровне добрейший капитан Миронов пытает башкирца, а Пугачев вешает и правых и виноватых.

Но под этим внешним слоем находится слой внутренний, слой личностных отношений, когда человек действует по велению сердца. Так, Пушкин постоянно подчеркивает способность Пугачева выйти за рамки логики классовой борьбы. Пугачев помнит о заячьем тулупчике, о той доброте, которую оказал ему Гринев. Поэтому он может пощадить офицера правительственных войск, отказавшегося перейти на его сторону, может вызволить из беды Машу Миронову. Но это характерно и для представителей другого лагеря: императрица также способна простить Гриневу его дружеские отношения с восставшими.

Источник: Творчество А. С. Пушкина: Лекции проф. И. А. Дергачева в записи его учеников. Екатеринбург: УрГУ, 1999. 136 с.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.