Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!




ПОИСК:
У нас более 30 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Анализ поэмы «Руслан и Людмила». Часть II. (Пушкин А. С.)

Дело главным образом в том, что Пушкин устанавливает принципиально новые отношения между автором, текстом и читателем. Автор в «Руслане и Людмиле» постоянно присутствует в тексте, вмешивается в действие, высказывает свои оценки, полемизирует с критиками, намекает на известные читателю лица и события. Он играет с рассказом, распоряжается им по своему усмотрению и всячески демонстрирует себя. Вся поэма превращается в беседу автора с читателем, в противоположность эпической поэме, где действие развивалось как бы само по себе, а автор себя не обнаруживал. Как пишет Б. В. Томашевский, «сущность новой формы поэмы» составляли «не столько сами события, сколько общение с автором поэмы через рассказ» (Томашевский Б.


В. Пушкин. С. 311).

В поэме автор появляется, во-первых, как персонаж, как индивидуальный образ: это молодой вольнодумец, петербуржец, светский человек, завсегдатай театров. Образ этот дан, как правило, в ироническом ключе. Б. В. Томашевский обратил внимание на стилистические сбои, с помощью которых выражается ирония: «В первой же песне мы читаем такую тираду от автора:

Но после долгих, долгих лет

Обнять влюбленную подругу,

Желаний, слез, тоски предмет,

И вдруг минутную супругу

Навек утратить... о друзья,

Конечно, лучше б умер я!

Эта тирада звучит патетически, однако следующий же стих разбивает весь пафос элегической фразеологии:

Однако жив Руслан несчастный...

И тем самым рушится серьезность всего сказанного от имени этого "я"» (Томашевский Б. В. Пушкин. С. 325).

Параллельно с этим условным образом автора строится другой, главный, который точнее, может быть, следует назвать образом авторского сознания. В его сознании основную роль играет интонационное разнообразие рассказа, который может быть и легкомысленным, и серьезным, и веселым, и грустным, и простодушным, и лукавым, и наивным, и мудрым. С легкомысленной шуткой соседствуют поэтическое настроение, элегическая грусть, а то и патетика. Вот этим скольжением, этими переходами создается новый мир не условных, а реальных чувств, создается реальность авторского сознания, подлинная картина души – души сложной, противоречиво устремленной, знающей разные стороны бытия.

Источник: Творчество А. С. Пушкина: Лекции проф. И. А. Дергачева в записи его учеников. Екатеринбург: УрГУ, 1999. 136 с.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено:
Опубликовал(а):

  

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.
Полезный материал по теме

И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском

регистрация | забыли пароль?


  вход
логин:
пароль:
Запомнить?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.

Copyright © 2011-2018 «Критическая Литература»

Обновлено: 13:52:01
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение