Анализ Русские летописи о Олеге Руси Краткое содержание - Литература XI—XII веков
Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

регистрация | забыли пароль?


  вход
логин:
пароль:
Запомнить?









-->
ПОИСК:
У нас более 4300 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!

Русские летописи о Олеге Руси (Литература XI—XII веков)

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Назад

Почто губим русскую землю?

Опасность со стороны степи росла. Для отпора кочевникам требовалось объединить все силы Руси, прекратить междоусобия. Чтобы вместе обсудить все вопросы, князья съехались в Любече, в небольшом селении близ Киева. На совете князья решили так: каждый должен получить «отчину», то есть волость, принадлежащую отцу, в наследное владение; тогда все раздоры прекратятся, так как у каждого будет свой «удел».

По существу, в Любече было лишь узаконено то, что уже имело место в жизни, но что не препятствовало борьбе князей за власть; Феодальная раздробленность получила признание на съезде; но одновременно была поставлена преграда княжеским распрям, преграда в нравственно-этическом плане: каждый князь получал относительную самостоятельность, но все князья были связаны взаимными обязательствами.

С дроблением Руси на уделы передовые люди той поры еще острее, чем прежде, сознавали единство всей Русской земли и призывали к сплоченному отпору общему врагу — кочевникам. Эти высокопатриотические мысли с особой силой и убежденностью выразил летописец в своем рассказе.

Не бывало в русской земле такого зла

Василько Теребовльский владел лишь небольшим уделом на западных границах Руси, но он был настолько отважным и энергичным князем, что казался своим родичам опасным.

Повесть об ослеплении Василька — одна из самых драматических в летописи. Автор этого рассказа показал на живом примере вероломство, коварство и жестокость князей. Рассказчик имел незаурядный литературный талант. Он обрисовал людей с разными характерами. Василько — человек огромной физической силы, доверчив и прямодушен. Давыд Игоревич полон коварства. Он нашептывает злые речи слабовольному, колеблющемуся Святополку. Очень тонко, с большим пониманием психологии написана сцена, когда ае подозревающий злого умысла Василек приходит к Святополку и начинается односложный, тягостный разговор.

В конце повести нарисован величественный образ Владимира Мономаха, ужаснувшегося при известии о неслыханном преступлении и обратившегося к князьям с призывом поправить зло, чтобы не погибла земля от междоусобных крамол. Его призыв подкрепляют киевляне, напоминающие о былых князьях, оборонявших Русь от врагов.

Бросил ты нож в нас

В рассказе о совете в Уветичах (в Вятичеве) главным действующим лицом является Владимир Мономах. Не занимая еще киевского стола, Владимир, по летописи, фактически оказывается старшим князем. Он выступает блюстителем порядка, он судит Давыда Игоревича, ослепившего Василька. Давыд противопоставлен Мономаху. То дерзкий, то угрюмо молчащий, этот князь, поднявший усобицу, вызывает резкое осуждение летописца.

Если у твоего сына две головы, то посылай его нам

Выло время, когда никто из южных князей не хотел идти в Новгород. Но положение изменилось. Новгород вырос в богатейший торговый город. Теперь каждый князь, заняв киевский стол, стремился послать туда своего старшего сына. Когда Всеволод Ярославич сидел в Киеве, он послал в Новгород Мстислава, своего совсем тогда юного внука, сына Владимира Мономаха. Когда же киевским князем стал Святополк, то последний захотел, чтобы его сын стал князем в Новгороде» он даже договорился об этом с Мономахом. Но новгородцы, «вскормившие» Мстислава, решительно отказались принять сына Святополка. Рассказ свидетельствует о значительной самостоятельности Новгорода. Недалек тот час, когда город на Волхове станет Господином Великим Новгородом, независимым владетелем огромных земель.

Огородилось солнце тремя дугами

Историк Н. М. Карамзин писал, что русские летописцы «были в России первыми наблюдателями тверди небесной, замечая с великой точноетию явления комет, солнечные и лунные затмения». Эти слова всецело относятся к записи 1102 года.

В небесных явлениях, в солнечных и лунных затмениях, в падении метеоритов и пр. все средневековые народы видели чудесные знаки, знамения, которые посылаются людям как предвестие о грядущих, обычно грозных и страшных событиях. Солнечное затмение, случившееся 1 мая 1185 года, служит как бы вступлением к «Слову о полку Игоревен.

В данной записи речь идет о двух явлениях, о северном сиянии, столь редком в южных широтах, н о так называемом гало. Гало вызывается преломлением лучей солнца или луны в ледяных кристаллах облаков, когда вокруг светила возникают радужные круги, которых касаются радужные дуги, обращенные выпуклостью, «хребтами», по выражению летописца, к солнцу или луне. Это великолепное и грандиозное зрелище очень точно описано в летописи.

Лошади вам жаль, а смерда не жаль ли?

Картинно рисует летописец совет князей в Долобске и их поход на половцев. Душою съезда опять был Мономах. В краткой, но энергичной речи он выступает как защитник общенародных интересов. Битва 1103 года, как и ряд последующих удачных походов Мономаха, ослабивших половецкие силы, была важна не только для Руси. Половцы грозили и Византии. Победа объединенных русских войск помогла империи в очень тяжелый период ее истории и имела международное значение. Она не только усилила мощь Русского государства, но и увеличила его влияние среди других народов.

Игумен сильвестр написал книгу сию

Начальная летопись составлялась многими летописцами. До нас она дошла в переработке игумена Михаило-Выдубицкого монастыря Сильвестра, который и закончил свой труд записью под 1116 годом. Он обращается к грядущим поколениям, то есть к нам с вами. Для нас и еще для многих будущих людей написал он эти повести о начале Русской земли и о трудных годах ее древней истории. Вспомним же с благодарностью о первых русских историках, патриотах нашей земли.

Из произведений владимира мономаха

Какое суровое, тревожное время. «Ночью, со всех сторон расставив охрану, ложитесь около воинов...», «Оружия не снимайте с себя второпях, яе оглядевшись». Жизнь была полна непредвиденных опасностей, которые подстерегали всюду — в походе, на охоте, при переездах и даже дома за крепкими стенами города. И одновременно, какое глубокое понимание необходимости доброты, заботы о людях, внимания к ним: «Напойте и накормите просящего... Не давайте сильным губить человека... Соблюдайте свое слово... Больного навестите, покойника проводите... Не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему молвите...»

Владимир Мономах был одним из самых выдающихся князей конца XI — начала XII века (его годы жизни 1053 — 1125). С раннего детства его приучали переносить лишения. Когда княжичу исполнилось восемь лет, его посадили на коня, это означало, что мальчик перестал быть ребенком и может вместе с отцом участвовать в военных походах и в «ловах», в охоте на дикого зверя.

По обычаю того времени, Владимира рано женили. Его невеста, светловолосая Гита, приехала из-за моря, она была дочерью последнего англосаксонского короля Геральда, погибшего в 1066 году в битве с Вильгельмом Завоевателем.

Вся жизнь Владимира Мономаха, по образному выражению академика А. С. Орлова, прошла «на коне и на ковре» — в военных походах и в совещаниях с дружиной и с князьями.

Время Владимира Мономаха — время удельной раздробленности. Разделение Руси на уделы, как вы уже прочитали, было признано на Любечском съезде: «Каждый да держит отчину свою». «Отчина» каждого князя — это его «удел», его часть, его наследственное владение, где он был полновластным господином. Однако на чужой удел, чужую часть он не должен был посягать. Он был обязан соблюдать простой закон: уважай права других и не преступай чужих. Вместе с принципом блюсти свою отчину был выдвинут и другой, казалось бы противоположный: «Объединимся всем сердцем». Распад на уделы одновременно подразумевал совместные, дружные «братские» усилия всех князей, направленные на укрепление всей земли в целом. Эти высокие принципы не забывались даже среди самых ожесточенных междоусобиц и наиболее полно отразились в произведениях знаменитого внука Ярослава. Владимир стремился морально воздействовать на князей-братьев, преподать им поучение, научить личным примером.

От литературного наследия Владимира Мономаха до нас дошло «Поучение», «Летопись жизни» и «Письмо Олегу Святославичу». В единственном списке летописи, сохранившем творения Владимира Мономаха, в Лаврентьевской летописи, все три произведения идут подряд без подзаголовков, и поэтому исследователи обычно объединяют эти три различные сочинения одним заглавием — «Поучение».

Первая часть, собственно «Поучение»,— наставление престарелого князя, как следует управлять государством и самим собой. Вторая часть — «Летопись жизни» служит наглядным примером деятельной, неутомимой жизни, полной невзгод, лишений и опасностей. Наконец последняя, «Письмо Олегу Святославичу»,— пример того, как следует подавлять свое личное горе, подчинять свою обиду, боль, гнев общим интересам Русской земли. Свои положения Владимир Мономах, человек, живший в представлениях XI—XII веков, подкрепляет авторитетом церковной литературы. Это понятно — вся жизнь и все формы искусства, все этические учения в те времена на Руси и на Западе были пронизаны религиозной идеологией, а богословие служило основой для объяснения мироздания.

Нас привлекает в произведениях Мономаха высокая нравственность, искренность чувств и забота о Родине. Любовью к людям и к миру, восхищением его красотой и гармоничностью исполнены сочинения Владимира Мономаха. Они проникнуты лиризмом, теплотой и поэтичностью, и можно только поражаться, как такие тонкие чувства могли жить в душе сурового воина.

Летописец назвал Мономаха «добрым страдальцем за Русскую землю». «Страдалец» — от слова «страда» — труд, означает труженик. Всю свою жизнь, весь свой труд Владимир отдал Русской земле.

Поучение

...нареченный в крещении Василием, русским именем Владимир...— В XI—XIII веках на Руси зачастую люди имели два имени — христианское, данное при крещении, и родовое, «русское», «мирское», языческое.

...из рода Мономахов...— Владимир был, очевидно, прозван Мономахом по матери, гречанки из императорского дома Константина Мономаха.

Дети мои или иной кто...— Мономах предназначал свое «Поучение» не только для своих детей, но и для других русских князей.

На санях сидя...— образное выражение, означающее: «в преклонных годах», у порога смерти. Перевозка тела покойного на санях входила в древний погребальный обряд.

Ростиславичи — Володарь ПеремышльскиЙ и Василько Теребовльский, сыновья двоюродного брата Владимира Мономаха.

...взял Псалтырь, в печали разогнул ее, и вот что мне вынулось...— Псалтырью, собранием библейских песнопений, часто пользовались в Древней Руси для гаданий. Гадающий раскрывал наугад книгу и читал открывшееся место.

...как Василий учил...— Василий Великий, византийский писатель IV века.

...как птицы небесные из рая идут...— По некоторым славянским представлениям птицы на зиму улетают в рай, в сказочную страну, где не бывает зимы. Весь пассаж — прославление гармоничности устройства мира. Он основан на «Шестодневе» Иоанна, Экзарха Болгарского, одной из самых поэтических книг в мировой литературе, широко читаемой в Древней Руси.

...отец мой, дома сидя, знал пять языков...— Это место «Поучения» Н. М. Карамзин комментирует так: «Довод сильный против тех, кои праотцев наших почитают невеждами». В Западной Европе германский император Карл IV знал пять языков, что ставилось ему в особую заслугу.

Летопись жизни

Владимир — Владимир-Волынский. Берестье — ныне Брест.

Переяславлъ — Переяславль Южный (княжение Всеволода Ярославича, отца Мономаха).

...сын старший, новгородский.— Мстислав (родился в 1076 году). В Новгороде Мстислав княжил с 1088 по 1093 год и с 1095 по 1117 год.

...и победили Бориса и Олега.— Имеется в виду битва на Нежатиной Ниве в 1079 году.

...за Новым Городом...— за Новгородом-Севереким.

...оружие было отослано вперед на возах...— А. В. Арциховский пишет: «Воины в походе не обременяли себя доспехами». Шлемы и кольчуги обычно надевали только перед битвой.

...и потом мир сотворили с Тугорканом...— после этого мира (1094) Святополк взял дочь половецкого хана Тугоркана в жены.

...и у Глебовой чади отняли дружину свою всю.— Русские имена неоднократно встречаются у половцев, это, очевидно, свидетельствует о влиянии русской культуры на половецкую.

...и о соколах, и о ястребах заботился.— Ястребиная и соколиная охота были любимой потехой князей и знати.

Письмо олегу святославичу

Олег Святославич (прозванный в «Слове о полку Игореве» Гориславичем) — двоюродный брат Владимира Мономаха. Письмо написано в связи с гибелью младшего сына Владимира — Изяслава в битве с Олегом.

...понудил меня сын мой, крещенный тобою...— Речь идет о Мстиславе Владимировиче (Новгородском), старшем сыне Мономаха, крестнике Олега. Мстислав писал Олегу, советуя ему написать Владимиру Мономаху и примириться с ним. Он, как видно из письма Мономаха, и отцу писал о том же.

...дитя мое и твое...— По-видимому, Изяслав так эке, ks. к Мстислав, был крестным сыном Олега.

Разве удивительно, что муж пал на войне? — Лучшие князья считали честью погибнуть на войне. «Если брата моего убил, то это не дивно, ибо в-ратях и цари и мужи погибают»,— писал Мстислав Олегу.

Г. Я. Михельсон

Обновлено:
Опубликовал(а): Nikotin
Назад
.

Полезный материал по теме

И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском

регистрация | забыли пароль?


  вход
логин:
пароль:
Запомнить?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.

Copyright © 2011-2017 «Критическая Литература»


Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение