Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Сравнение литературных стилей Л.Н.Толстого и А.П.Чехова на примере описания грозы (Школьные сочинения)

Сравнить литературный стиль двух великих писателей – Л.Н.Толстого и А.П.Чехова можно представив себе две реки, сколь же разные, столь и похожие. Повествование Льва Николаевича течет подобно широкой, полноводной реке, разлившейся в степи. Рассказ же Антона Павловича, захваченный бурлящим потоком, несется вниз, подобно горной реке. Но чем обусловлены различия и сходства стилей двух писателей в описании грозы, взятой из повестей «Отрочество» и «Степь»?

Л.Н.Толстой стремится отобразить тягучую, непрерывную мысль своего героя. Поэтому описывая вызванную грозой тревогу, чувство способное поглотить своего обладателя, писатель прибегает к громоздким предложениям, повторяющимся союзам и тавтологиям: «Тревожные чувства тоски и страха увеличивались во мне вместе с усилением грозы, но когда пришла величественная минута безмолвия, обыкновенно предшествующая разражению грозы, чувства эти дошли до такой степени, что, продолжись это состояние еще четверть часа, я уверен, что умер бы от волнения».

Как равнинная река не выходит из своих берегов, так и Лев Николаевич придерживается точности, не «размывает» картину, вырисовывающеюся перед читателем, ненужными эпитетами. Будучи уверенным, что простое и естественное описание природы воздействует на воображение читателя лучше неожиданных сравнений и эпитетов, Толстой отображает грозу такой, какой её видит простой человек: «гневом Божьим!». Герою кажется, что «Стрижи и белогрудые ласточки, как будто с намерением остановить нас, реют вокруг…», а «молния вспыхивает как будто в самой бричке…».

Стоит так же отметить, что линейное, последовательное описание позволяет проследить все этапы развития грозы: от её вступления в силу до мельчающего дождя.

В повести «Степь» А.П.Чехова гроза предстает перед читателем одушевленным чудовищем, одетым в «большие, черные лохмотья», способного «раскрыть рот и дыхнуть белым огнем». Живыми становятся и ветер, «убежавший куда-то» и «спотыкающийся» гром, и дождь, способный разговаривать с рогожкой. Именно так воспринимает природной явление Егорушка: «глухо заговорили о чем-то, что оно идет и что поскорее нужно собираться и уходить от него...».

В отличие от многословного повествования Толстого, Чехов полагается на воображение читателя, убирая из виду все ненужные детали. Лишь используя звукоподражание (например: «Трах!», «трра…») и несвязанные реплики героев, Антон Павлович изображает творящуюся суматоху и беспокойство. Если у Льва Николаевича гроза предсказуема и развивается поэтапно, то гроза Чехова пугает читателя своими неожиданными проявлениями.

Так, одно природное явление, выйдя из-под пера писателя, может принять совершено разные обличья, благодаря разнообразию русого языка. Тем не менее, стиль А.П.Чехова более близок мне, нежели характер повествования Л.Н.Толстого. Лаконичность и четкость чеховских произведений, подобно течению горной реки захватывает меня и поглощает в свои воды.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.