Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Над чем смеются Н.В.Гоголь и А.С.Грибоедов в своих комедиях? (Школьные сочинения)

После публикации и, затем, постановки на сцене в 1836 году, комедию Н.В. Гоголя «Ревизор» не раз сравнивали с произведение А.С. Грибоедова «Горе от ума». Критики и публицисты того времени часто противопоставляли комедии Гоголя и Грибоедова, попеременно отдавая предпочтение то одной, т другой. Николая Васильевича обвиняли в одностороннем охвате общественной жизни и неправдоподобности, а Александра Сергеевича в чрезмерной сценичности, сатиричности и безликости. Лишь по прошествии времени общность происхождения двух великих произведений и их схожие черты станут основой критических заметок, давших нам право задаться вопросом: «Над чем смеются Н.В.Гоголь и А.С.Грибоедов в своих комедиях»?

Чтобы ответить на этот вопрос необходимо найти сходство в содержательно-хуодожественнной структуре двух произведений.

И у Гоголя, и у Грибоедова присутствует мотив страха или тревоги. Если в «Ревизоре» под знаменем этих двух чувств, подобно пружине, разворачивается весь сюжет произведения, то в «Горе от ума» тревога пронизывает поведение каждого члена Фамусовского общества: Лизы, которая в самом начале пьесы беспокоится за барышню, Фамусова, обеспокоенного поведением своей дочери, Софья, переживающей за Молчалина, и всех гостей Павла Афанасьевича, озабоченных неожиданным приездом и речами Чацкого. Общим для двух пьес является и мотив слепоты и прозрения, проявляющийся в миражной интриге «Ревизора» и разоблачении обмана Молчалина и раскрытии правды о Софье и её выборе. Стоит так же отметить, то «миражная интрига» присутствует и в произведении Александра Сергеевича: Софья, как и Хлестаков, с самого начала не стремится обмануть Чацкого в своих чувствах к нему, не подозревает, что она становится частью общего заговора.

«Если б разобрать внешнюю постройку “Ревизора“, – писал А.С. Суворин, – то мы нашли бы не одну черты сходства с “Горем от ума“. Там городничий и его свита, здесь Фамусов и его свита; здесь Хлестаков, там Чацкий; там Хлестакова принимают потому, что он новый человек, петербургский, в уездном городе и потому, что он смело врет; здесь Чацкого принимают за сумасшедшего по таким же ничтожным признакам по каким за ревизора принимают Хлекстакова; Гоголь в “Ревизоре“ следовал образцу, данному Грибедовым, совсем подчиним частную интригу общественным задачам».

С.А.Андреевский усмотрел сходство и в изображении застоявшегося консервативного общества Москвы, в «Горе от ума» и уездного городка в «Ревизоре»: «Обе комедии дополняют одна другую, и обе доказывают один и тот же тезис двумя разными способами: у Грибоедова наше столичное общество приняло писаного умницу и передового деятеля за сумасшедшего, а у Гоголя – наша захолустная среда встретила шута горохового как своего законного судью и начальника…Оно понятно: если могло случится первое, то уже вполне естественным должно быть и второе».

Таким образом, Н.В. Гоголь и А.С. Грибоедов высмеивают непринятие совершенствования и обновления закоренелым московским и уездным обществом, которые остаются глухи к голосу нового века, свободного общества: к прокламациям Чацкого, и слухам о реальной личности Хлестакова. Ведь в обеих комедиях присутствует «ревизия без ревизора», призванная обличить пороки старого общества.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.