Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Проблема исторической памяти по тексту Лихачева (ЕГЭ по русскому)

Если память – это одно из важнейших качеств человека, позволяющее очередной раз пережить и прочувствовать эмоционально свой жизненный опыт, дающее возможность осознать не только своё место в череде жизненных событий, но и дать оценку всем и всему, что тебя окружало, то историческая память – это уже коллективная память человечества, она в основном складывается из передаваемых из поколения в поколение знаний о событиях прошлого. Искусство и наука, опираясь на источники исторической памяти человечества, поражают новыми шедеврами и открытиями, ведь только анализируя опыт прошлых достижений и ошибок, человек способен созидать. Именно поэтому многие учёные, писатели, общественные деятели поднимают проблему исторической памяти и уничтожение её считают преступлением.

Так, академик Д.С. Лихачёв в статье «Любовь, уважение, знание», преклоняясь перед «благодарными потомками», создавшими памятники героям славы (Багратиону, Тучкову), с презрением и негодованием пишет о варварах, надругавшихся над народной святыней. Учёный убеждён, что тот, кто уничтожает памятники культуры, заявляя: «Довольно хранить остатки рабского прошлого!», - невежда, являющийся рабом бескультурья и бездушия.

Подчёркивая важность сохранения культурного наследия на государственном уровне, Д.С. Лихачёв создал «Декларацию прав культуры», в которой призывает защищать и поддерживать культурные традиции, так как без знания культуры прошлого и настоящего у государства не будет будущего.

Проблема необходимости сохранения исторической памяти звучит и в художественных произведениях. Например, в романе - антиутопии американской писательницы Лоис Лоури «Дающий» звучит предупреждение обществу недалёкого будущего, лишённому исторической памяти. Жизнь людей в коммуне, регламентируемая правилами, ритуалами и приёмом таблеток счастья и забвения, для всех сера, однообразна и кажется идеальной, так как о другой они и не подозревают. Красочный, солнечный мир во всём разнообразии, наполненный радостью и печалью, счастьем и страданиями, сохранился только в памяти Дающего, который в экстренных случаях для решения государственных проблем, обращается к своей памяти. Его преемник Джонас, принимающий воспоминания, ощутив всю прелесть жизни в реальном мире, решается открыть его остальным людям и вернуть им память пусть даже ценой собственных лишений.

Думаю, историческая память влияет и на нравственное поведение человека. Понятие чести, достоинства, верности, отношение к предательству, насилию тоже складываются из того, что об этом закрепилось в сознании человека из опыта предыдущих поколений. Если бы Андрей Гуськов из повести В. Распутина «Живи и помни» знал цену предательству, помнил, что это самый страшный грех человеческий, которому нет прощения, не стал бы дезертиром, обрекая не только семью на позор и страдания, но и себя на полную деградацию: потерю человеческой души. В. Распутин своим произведением заставляет задуматься каждого из нас над тем, что надо жить и помнить: история давно доказала, что душевной подлости ни в какие времена не было оправдания.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.