Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Тема дружбы в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» (Школьные сочинения)

Дружба, как и любовь, – чувства вечные. Проходят годы, меняется жизнь, появляются новые интересы, рождаются новые идеи, но проблема отношений людей, связанных взаимным влечением и духовным родством, всегда будет волновать человечество. Кастор и Поллукс – так именем мифологических братьев-близнецов Василий Иванович Базаров называет своего сына Евгения и его друга Аркадия Кирсанова. Идеалист и романтик, он любуется их силой и цветущей молодостью, даже не подозревая, каким испытаниям подвергается в этот момент их дружба.

Что же связывает Базарова и Кирсанова, что вообще является основой дружбы между людьми? Можно предположить, что, во-первых, это интерес к личности другого человека; во-вторых, искренность и честность в отношениях.

На первых страницах романа Базаров представляется читателям более интересным, чем Аркадий. Он подавляет своего друга силой характера, необычностью мировоззрения. Можно вспомнить, что Одинцова – несостоявшаяся любовь Базарова и первое увлечение Кирсанова – признается, что сначала Аркадий показался ей незначительным.

Но вот автор изображает героев в различных жизненных ситуациях, и мы видим в Аркадии такие черты характера, которые не могут не вызывать сочувствия и расположение к нему. Аркадий обожает своего «доброго приятеля», почти благоговеет перед ним. Он просит отца с вниманием отнестись к другу, про которого так много рассказывал в своих письмах:« Пожалуйста, папаша, приласкай его. Я не могу тебе выразить, до какой степени я дорожу его дружбой».

Аркадий – преданный единомышленник Базарова, его прилежный ученик. В споре между «отцами и детьми» он принимает сторону друга. Вслед за Базаровым он повторяет все его изречения, хотя они звучат очень неестественно для искреннего в проявлении чувств молодого человека, любящего природу, музыку, искусство.

Они много спорят, но в спорах всегда правым оказывается Базаров, и Аркадий уступает ему. Так, он решает «просветить» своего отца, когда заменяет ему томик Пушкина научной монографией. Тем не менее в некоторых случаях Аркадий категорически не согласен с другом: к примеру, насмешка Базарова над его отцом, играющим в деревне на виолончели, не вызывает в нем сочувствия. Кирсанов пытается убедить Базарова, что к людям, в частности к его дяде Павлу Петровичу, надо относиться справедливо, нужно понимать их жизнь, а не просто осуждать. Даже к родителям Базарова он проявляет больше внимания и чуткости, чем сам Евгений, которому не хочется вникать в их чувства и переживания. Аркадий восторженно отзывается о Базарове, когда отец спрашивает его о Евгении: «Ваш сын — один из самых замечательных людей, с которыми я когда-либо встречался».

Но с определенного момента их отношений Аркадий начинает понимать «всю бездонную пропасть базаровского самолюбия». Он размышляет о том, кем он является для своего друга: Мы, стало быть, с тобой боги? то есть — ты бог, а олух уж не я ли?»

Таким образом, Базаров при всем своем уме, неповторимости, яркости личности часто вызывает недоумение окружающих своими поступками и речами. Но прежде всего удивляет ограниченность его интересов определенными профессиональными рамками и полное равнодушие ко всему остальному, то есть к самой жизни, к её бесконечному разнообразию и красоте. Да, в чем-то Базаров прав и в чём-то действительно велик (куда до него «либеральному баричу» Кирсанову), но есть то, в чём Аркадий превосходит его.

Считается общепринятым, что Базаров терпит поражение как в дружбе, так и в любви, отталкивая от себя своего преданного друга. Но так ли это? Дружеские связи возникают между людьми тогда, когда пересекаются их интересы, влечения, занятия. Базаров и Кирсанов познакомились в университете и сблизились на почве нигилизма и рассуждений о полезности вещей, людей, отношений, но потом их взгляды разошлись. Аркадий по-прежнему желал посвятить себя поиску истины, но уже не там, где прежде. И Базаров говорит ему: «Мы прощаемся навсегда … для нашей горькой, терпкой, бобыльной жизни ты не создан».

Жизненные пути героев разошлись, но разве напрасной была их дружба? Вот Аркадий упрекает Базарова в отсутствии душевных слов, на что Базаров отвечает: «Есть у меня другие слова, только я их не выскажу, потому что это романтизм». Так искренность и юношеская пылкость Аркадия повлияла на его друга, сдержанного в проявлении своих чувств.

И хотя Аркадий, увлеченный любовью, быстро забывает своего наставника, влияние Базарова на его отношение к жизни тоже не проходит бесследно. В эпилоге Тургенев показывает своего героя увлеченным хозяйством, счастливым в семейной жизни и любви. Но Аркадий и Катя понимают, что их рано ушедший друг много значил для них и поднимают тост: «В память Базарова…»

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.