Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Роман Маленькая хозяйка Сердца трех Джек Лондон (Лондон Джек)

Джек Лондон прожил недолгую, но яркую жизнь: она была полна романтики и трудных испытаний, изнурительной борьбы за право на признание и напряженной творческой работы, увенчанной непреходящими свершениями; вспомним о северных рассказах, о таких книгах, как «Белый Клык» или «Мартин Идеи». Слава пришла поздно — к этому времени силы писателя уже были подорваны той тяжкой битвой со вкусами буржуазной публики и правами буржуазных издательств, о которой в «Мартине Идене» рассказано с такой достоверностью и глубиной.

После «Мартина Идена» (1909) оставалось еще семь лет творчества. Но все реже и реже в многочисленных книгах, созданных им за это время, вспыхивали искры большого таланта и напоминало о себе то незаемное художественное видение Лондона, которое так поразило его первых читателей. На позднем творчестве Лондона лежит печать усталости, в нем чувствуются измельчание и самоповторение. Все это различимо и в «Маленькой хозяйке Большого дома» (1915) — романе, с которым автор связывал так много надежд.

Одному из своих корреспондентов он даже писал, что «Маленькая хозяйка» — «это как раз то, к чему я стремился всю свою писательскую жизнь...

Так эта книга необычна, так непохожа на то, что я создавал прежде». И позднее, когда роман уже вышел в свет, Лондон без тени иронии называл его своим лучшим произведением и одним из самых блистательных романов в мировой литературе.

Навряд ли возможно заблуждаться сильнее. Как раз свежести, нешаблонности так ощутимо недостает этому рассказу о «любовном треугольнике» с его трагической развязкой, предопределенной тем, что каждый из трех центральных героев стремится превзойти двух других душевным благородством и самоотверженностью. Лондон взял сюжет, десятки раз использованный и до него, причем, как правило, творцами слезливых бульварных мелодрам и душещипательных мещанских повестей, во множестве выбрасывавшихся на американский книжный рынок, чтобы тут же кануть в Лету. Лондону не удалось в «Маленькой хозяйке» избежать напыщенной патетики, как и присущего подобной беллетристике стремления к подмене серьезного конфликта состязанием в условно понятом великодушии и рыцарстве.

Своим персонажам он придал черты, позаимствованные у золотоискателей Клондайка и покорителей южных морей, которых успели хорошо узнать и полюбить читатели прежних его книг. Паола, Дик, Ивэн Грэхем — все они наделены мужеством и упорством, жизнелюбием, чувством товарищества и жаждой справедливости. И все-таки лишь чисто внешне, а не по сути похожи они на описанных Лондоном жителей Северной страны, на его бунтарей, его мечтателей, которых неодолимо манит огромный мир, открывающийся за горизонтом скучного повседневного быта.

Исчезло главное — тот истинный драматизм обстоятельств, который в былых произведениях Лондона придавал высокий масштаб каждому человеческому поступку, резко обнажая духовную и нравственную сущность героев. На фоне того, что приходилось испытывать персонажам северных рассказов, интересы и волнения Паолы, Дика и Грэхема мелки, а круг их бытия замкнут будничностью, как ни старается Лондон окрасить ее в романтические тона. Оттого такой искусственной выглядит и вся изображенная писателем гармония отношений обитателей Большого дома с их многочисленными увлечениями — от разведения скаковых лошадей до споров о музыке и философии. Где-то рядом с поместьем Форрестов кипит настоящая жизнь, полная острейших конфликтов и высокого трагизма, но только слабые ее отголоски доносятся в живописную калифорнийскую долину — телеграммами из Мексики, где полыхает революция, упоминаниями о фермерских семьях, разоренных капиталистическим «прогрессом» и ищущих спасения на ранчо Дика, избравшего для себя роль миллионера-филантропа. Действительность в «Маленькой хозяйке» остается где-то «за кадром». Вот почему такими вымученными кажутся коллизии внутри «треугольника», хотя здесь нет недостатка в страстных переживаниях и высоких душевных порывах.

«Вы говорили: «Джек Лондон, деньги, любовь, страсть», — ироничная строка Маяковского («Облако в штанах») прекрасно передает то массовое восприятие творчества американского прозаика, которое укрепляли такие его книги, как «Маленькая хозяйка» или законченный за полгода до смерти кинороман «Сердца трех» (напечатан в 1919). В Лондоне тогда видели певца Приключения, поэта романтической любви, развертывающейся на фоне красочных, непривычных декораций. От него не ждали тонкости психологического рисунка, значительности проблем и коллизий. В «Сердцах трех» он пошел навстречу запросам своего широкого читателя, выстроив интригующий сюжет и заботясь о динамизме действия гораздо больше, чем о логике и убедительности мотивов, которые движут его героями. В «Маленькой хозяйке», наоборот, Лондон пытался опровергнуть свою устоявшуюся репутацию, создав произведение камерное, посвященное «вечной» теме и отмеченное устремлениями к психологизму.

Творческая удача не сопутствовала писателю. Тем не менее и поныне оба последних его романа сохраняют значение в истории литературы. Время по-новому расставило акценты: то, чем особенно дорожил сам Лондон, — «треугольник» в «Маленькой хозяйке», внешняя занимательность в «Сердцах трех», — теперь кажется наивным и поверхностным. Но зато приобрели актуальность проблемы, затронутые в этих книгах лишь мимоходом, конфликты, которые полвека назад представлялись второстепенными и поэтому остались на периферии Повествования Лондона.

Читателю, открывшему «Маленькую хозяйку» сегодня, будут интересны, разумеется, не хитросплетения любовной интриги, увенчанной сентиментальным финалом, а прежде всего представления Лондона об истинных и ложных ценностях жизни, об идеале целостного, гармоничного, подлинно прекрасного человека и об условиях, которые могли бы сделать такой идеал осуществимым. Выведя на сцену Паолу, он показал этот идеал уже воплощенным в действительности и как художник потерпел фиаско его героиня обитает в условном мире и сама оказывается бесплотной условной фигурой. Но характерно, что все самое привлекательное в Паоле как и в других героях, — непосредственный результат жизни в согласии с вольными ритмами природы, в удалении oт торгашеской цивилизации, навязывающей человеку свои убогие понятия и нормы. Даже Дик, погруженный в практические заботы крупного предпринимателя м бдительно оберегающий свои деловые интересы, хотя бы отчасти еще сохраняет приметы человека, чья истинная жизнь далека от подобных забот. Лучшие страницы романа те, на которых рассказано о молодости героя, когда без гроша в кармане он бродил по свету, деля матросский хлеб.

В «Маленькой хозяйке» Лондон вновь попытался нарисовать «естественного» человека, который встречается во многих его произведениях. Прежде эту роль выполняли у него индейцы, полинезийцы; изображая их, писатель оставался вереи правде жизни, и галерея персонажей, упорно сопротивляющихся бесчеловечным порядкам, которые насаждает «век стали», явилась одним из самых значительных творческих завоеваний писателя. «Естественность» персонажей «Маленькой хозяйки» не убеждает — это была только мечта не находившая никакой опоры в американской реальности.

Тем не менее этот мотив чрезвычайно важен. Даже и в последние годы, отмеченные глубоким духовным кризисом, Лондон не утратил резко отрицательного отношения к буржуазному миру и его нормам. Разочаровавшись в социалистическом движении, он не находил действенных, путей противодействия таким нормам и заплатил щедрую дань иллюзиям вроде тех, которыми заполнена «Маленькая хозяйка». Однако пафос отрицания общественных отношений, построенный на антагонизме и конкурентной борьбе, не ослабевал у Лондона до конца.

Ему казалось, что Калифорния — это некий райский уголок, где возможно организовать жизнь так, чтобы были смягчены, если не полностью устранены коренные противоречия капиталистической системы. Богатая и просторная земля, щедрость природы — все это привлекало в Калифорнию тысячи обездоленных из разных концов Америки. Неподалеку от Сакраменто, в долине реки Сономы, Лондон приобрел дом, занявшись скупкой соседних участков и экономическими начинаниями наподобие форрестовских. Сюда, в эти благословенные края, бегут, чтобы обрести душевный покой, герои его романа «Время не ждет» (1910), которым открылся последний период творчества Лондона. Сюда, к «естественному» бытию устремляются из «мглы города» персонажи «Лунной долины» (1913) прачка Саксон и возчик Билл, в полной мере изведавшие голод и нищету, несправедливость' и отчаяние, и долина вознаграждает их бесконечными днями ничем не омраченной радости.

Проекты всеобщего счастья, излагаемые в «Маленькой хозяйке» Диком Форрестом, — это идеи, которые всерьез считал осуществимыми и сам Лондон, а жизнь не оставила от них камня на камне. Он звал к «опрощению», которое одно способно исцелить мир от его безумств. Он утверждал, что мирная жизнь на лоне природы, фермерский труд и семейное счастье — панацея от всех бед. Он верил, что социальные проблемы можно разрешить только нравственным совершенствованием и что для каждого наступит золотое время если только люди позабудут о пиратских правах большого бизнеса, о культе богатства, о жажде успеха любой ценой.

В «Маленькой хозяйке» широко отразились эти прекрасные, но бесплодные грезы. Нетрудно увидеть, насколько они эфемерны. Лондону вскоре предстояло убедиться в этом на собственном опыте. И вместе с тем существенно, что в утопических взглядах писателя давали себя почувствовать не только его личные заблуждения, но и десятилетиями жившие в американском народе надежды на справедливость, которая в конечном итоге должна вознаградить каждого, кто не боится работы и готов к поискам лучшей судьбы, какими бы трудными они ни были. Здесь сказывались особенности исторической судьбы молодой американской нации: она формировалась в процессе освоения громадных территорий между двумя океанами, и даже к началу нашего столетия еще не исчезла вера, что на американском просторе обязательно отыщется никем не занятый уголок, свободная площадка, на которой можно будет строить жизнь согласно принципам равенства, справедливости и «естественности».

«Маленькая хозяйка» была одним из последних отголосков этой мечты, владевшей миллионами американцев еще и в эпоху Джека Лондона, а Калифорния была последней надеждой. Эта надежда рухнула, соприкоснувшись с подлинным порядком вещей в буржуазной Америке. Поразивший королеву-индианку, попавшую вместе с героем романа «Сердца трех» Френсисом Морганом в Нью-Йорк, «великий американский бог» по имени Бизнес воздвиг свои алтари и в Калифорнии. Трагическая развязка «Маленькой хозяйки» предопределена как будто сугубо интимными переживаниями персонажей — и при всем том в таком финале таится предчувствие катастрофы, которая ожидает выстроенный Диком Форрестом гармоничный мир, потому что слишком ненадежен фундамент этой гармонии.

«Сердца трех», писавшиеся впопыхах и представляющие интерес главным образом как одна из первых, еще очень поверхностных попыток соединить возможности литературы и кинематографа, завершаются торжеством неустрашимых лондоновских героев. Но даже и в этой книге по-своему отозвались трагические конфликты, не признававшие облегченных решений: безжалостное истребление остатков индейской культуры незваными «цивилизаторами», своекорыстное расхищение природных богатств, бесчеловечность нравов в том мире, где бушует битва за миллион.

Идиллия, которую старательно пытался изобразить в своих последних книгах Лондон, рассыпалась в прах, н как художник он не мог не признать закономерности такого итога, даже вопреки собственным верованиям и мечтам. Это главный вывод к которому приводят произведения, написанные Лондоном на закате его творческого пути.

Пройдет четверть века, и другой выдающийся американский писатель, Джон Стейнбек, в «Гроздьях гнева» покажет подлинное завершение того «великого исхода» в Калифорнию, о котором с таким энтузиазмом писал Лондон в поздних книгах. Согнанные экономическим кризисом со своей убогой земли, герои Стейнбека, рядовые фермеры, тоже отправятся в Калифорнию, вдохновляясь великой надеждой, и пополнят армию безработных, голодающих, отчаявшихся людей, чьим уделом оказались бесправие и нищета, которые им были уготованы под калифорнийским небом. Их не сломят испытания, они осознают себя частицей народа, и в их душе пробудится гнев против общества, обрекающего человека на такую судьбу. Иллюзии развеются окончательно, и тогда последние книги Джека Лондона будут восприняты как свидетельства начала этого большого духовного процесса, многое определившего в американской истории нашего столетия.

А. Зверев

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.