Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




«Устарела ли проблема отцов и детей?» (Школьные сочинения)

Иван Сергеевич Тургенев причислен к лику русских классиков не случайно. По мнению современного литературного критика Дмитрия Быкова, «тургеневские романы актуальны каждые двадцать лет». И с этим, действительно, сложно поспорить. Следует начать с того, что в романе «Отцы и дети» содержится целый ряд важнейших нравственных проблем – это и проблема образования, проблема выбора нравственных правил, проблема благодарности, непонимания. Однако основной и обобщающий вопрос всего произведения Тургенев вынес в само заглавие – это проблема отцов и детей.

Условно в данной проблеме, как мне кажется, можно выделить три составляющие: во-первых, конфликт дворянства в лице Павла Петровича Кирсанова и разночинной интеллигенцией (Базаров). Этот конфликт можно обнаружить буквально с первых страниц романа, а именно с момента знакомства Павла Петровича и Базарова.

Два этих образа невооруженным глазом противопоставлены: Базаров – практичный человек, он ходит в балахоне, который вызвал недоумение у Прокофьича, Павел Кирсанов же – человек-кукла, жизнь которого не имеет особого смысла: он носит « темный английский сьют, модный низенький галстук и лаковые полусапожки», заботится о красе ногтей, живя в деревне. То же касается и манер, подачи, поведения: «Павел Петрович слегка наклонил свой гибкий стан и слегка улыбнулся, но руки не подал и даже положил ее обратно в карман» - именно этот момент можно считать отправной точкой их неприязни. На последующих страницах романа читатели очередной раз в этом убеждаются. Рассмотрев, к примеру, их прошлое: у Павла Петровича – погоня за миражем, в то время как Базаров приносит реальную пользу, занимается конкретными делами, и ему некогда мечтать. За счет этого Тургенев изображает могучего разночинца и слабых дворян, заботящихся лишь о своем внешнем виде. Данный конфликт не имеет развязки, благодаря этому писатель предоставляет его разрешение дальнейшему будущему, что не позволяет роману уйти в забвенье.

Во-вторых, стоить отметить так же и родственные отношения Аркадия и его отца, Николая Петровича, которые в сущности своей основаны на понимании и доверии. Исходя из самих характеров приведенных героев, в этом можно убедиться: для Аркадия истинное счастье – жить в родном доме вместе с отцом, иметь добрую и любящую жену, воспитывать детей. Таков и его отец, он ценит уклад, семью, благополучие близких для него самое дорогое. Он сохранил в душе идеалы романтизма, ведь не случайно он цитирует Пушкина: «Да, весна в полном блеске. А впрочем, я согласен с Пушкиным – помнишь, в Евгении Онегине:

Как грустно мне твое явленье,

Весна, весна, пора любви!

Какое…»

Однако перед их «обывательским» счастьем стоит преграда, порождающая недопонимания, – Базаров, который оказывает большое влияние на мироощущение Аркадия. Что даже Николай Петрович впервые «ясно осознал свое разъединение с сыном; он предчувствовал, что с каждым днем оно будет становиться все больше и больше», не смотря на все его искренние попытки стать ближе к своему сыну, понять молодежь. Но в силу того, что Базаров уходит из жизни, все встает на свои места, соответственно, данный конфликт автоматически снимается, и читатель, вероятно, полагает, что молодой человек повторит путь своего отца.

Следующей третьей и, пожалуй, самой острой составляющей является конфликт самого Базарова с родителями, поскольку именно в нем заложен весь смысл и глубокая мудрость произведения. Проблема отцов и детей как-никак лучше проявляется в отношениях Евгения Базарова со своими родителями. Базаров – «лекарский сын», человек простого происхождения: «мой дед землю пахал», в связи с этим многое ему пришлось добиться самому. После долгой разлуки с сыном родители, естественно, желали бы узнать о его учебе, здоровье, делах в целом, им многое бы хотелось обсудить с «Енюшей». При встрече у отца даже «и губы, и брови дергало, и подбородок трясся…» Однако он не позволял себе проявлять чрезмерную нежность: «он, видимо, желал победить себя и казаться чуть не равнодушным». И за время прибытия Базарова в родном доме им так и не удавалось завести полноценного разговора: Базаров весь в делах, и родители, скорее, располагали к его другу Аркадию, часто обращаясь к нему, рассказывая о своих домашних делах. К сожалению, Базарова и его родителей мало, что связывает, им не о чем даже поговорить: во время «шуток» отца «Базаров только затянулся» и в его словах часто звучит одно лишь презрение к « глупой жизни отцов». Василий Иванович понимает, что его сын – совершенно другой человек и вся воцарившаяся в доме обстановка – отнюдь не для него. В связи с этим Базаров очень скоро уезжает, что, конечно же, огорчает родителей. По мнению Евгения, «всякий человек сам себя воспитывать должен» - это подтверждает тот факт, что родители для Базарова не стоят в приоритете, даже не смотря на то, что он действительно их любит.

Таким образом, роман, который был написан еще в 1862 году, по-прежнему пользуется огромной популярностью у представителей нынешнего поколения. Дело здесь не только в волнующем всё человечество вопросе (противоборстве поколений), но также и в представлениях самого романиста, в особенностях тургеневской передачи мысли. Ведь роман Ивана Сергеевича читается очень легко, и с этим мало, кто не согласится. Быстрое развитие фабулы, большое количество диалогов, отсутствие многословного нравоучения. И самое главное – теснейшая привязка к современности.

Обновлено:

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.