Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?





ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО: Можно ли жить в обществе и быть от него свободным? (Итоговое сочинение)

Можно ли жить в обществе и быть от него свободным?

…Отдельная личность сливается с жизнью целого, а целое находит свое отражение в сознании каждой отдельной личности.

К. Маркс

Для каждого человека пребывание в социальной среде – эликсир жизни, расширяющий границы его сознания и способствующий определению личности как частички целого и неделимого организма – общества. Вспомним же знакомую пословицу (авторство приписывают римскому комедиографу П.Теренцию): «Сколько людей, столько и мнений». Действительно, убеждения отдельно взятого индивидуума могут расходиться с общественными, при этом инакомыслие зачастую несет отнюдь не благоприятные последствия. Но разве свобода мировоззрения есть свобода от социума? Увы, развитие любых взглядов происходит лишь в тесном взаимодействии человека и общества.

Так, в легендарном «Горе от ума» Чацкий единственный противостоит порокам дворянства, он заслуженно гневно обличает бесчинства представителей высшего сословия в своих пылких речах.


К примеру, в знаменитом монологе «А судьи кто?..» за едкими репликами героя кроется печальная правда о современной России: «..Где, укажите нам, Отечества отцы, /Которых мы должны принять за образцы?». Однако Чацкий остается так и не понят социумом, ибо его резонная мораль чужда большинству, поэтому в финале комедии он выливает злость и негодование «на мучителей толпу, предателей, нескладных умников, лукавых простаков, старух зловещих». Беспощадные слова Чацкого не остаются незамеченными, фамусовское общество отмечает, что их концептуальный противник «не в своем уме». Именно поэтому считается, что именно в бессмертном произведении Грибоедова появился предвестник типа «лишний человек». Чацкий – не скован деспотичными узами с дворянством «века минувшего», в котором господствуют разлагающие социум истины, однако он не свободен от влияния этого общества. Ведь из-за бесполезной обиды герой даже покидает жестокую столицу в поисках уголка оскорбленному чувству.

Если взять для анализа рассказ Бунина «Господин из Сан-Франциско», то можно с горечью отметить, что человек – гибкое и жалкое существо, которое находится под полным контролем общественных устоев. Главный герой равен множеству, то есть некий господин есть собирательный образ. Казалось бы, все мы обладаем правом собственного выбора, но в этом произведении персонаж принимает решения на основе предпочтений большинства («Положил и он поступить так же»), при этом сковывая себя рамками ограниченности и примитивизма.

Итак, человек не в силах полностью освободиться от других, он всегда подвергается вмешательству в свою жизнь, ибо находится в постоянном контакте с обществом, но, несмотря на плотное взаимодействие социума и личности, индивидуум волен сам выбирать жизненный путь и в уникальном ключе воспринимать действительность.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено:
Опубликовал(а):

  

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.


ПОИСК:
У нас более 30 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Полезный материал по теме

И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском

регистрация | забыли пароль?


  вход
логин:
пароль:
Запомнить?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.

Copyright © 2011-2018 «Критическая Литература»

Обновлено: 07:53:43
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение