Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Несет ли человек личную ответственность за нравственно и духовное оскудение? (Школьные сочинения)

"Не позволяй душе лениться"

Н. А. Заболоцкий

Самое страшное, что может произойти с человеком – это омертвление души. Нет ничего хуже, чем вести бесцельную жизнь, подчиненную лишь житейским хлопотам и бытовым заботам, не имея цели, за которую стоит бороться. Ведь беспрепятственного пути не бывает. Свою позицию всегда приходится отстаивать и защищать, иначе она ничего не стоит. Если же человек подчиняется, сдается и пускает свою жизнь на самотек, он теряет свою человечность, то, что отличает его от животных. Но несет ли он за это личную ответственность? Стоит рассмотреть этот вопрос на нескольких примерах.

Проблему нравственного и духовного падения поднимает в своем творчестве А.

П. Чехов. Особенно ярко она прослеживается в рассказе «Ионыч». Перед читателями открывается картина небольшого городка, в котором и жизнь практически остановилась. Все его обитатели погрязли в однообразии и пошлости. И даже лучшая семья этого города оказывается ограниченной, ничуть не лучше остальных. Именно в эту обстановку и попадает главный герой, доктор Старцев. В начале рассказа он предстает перед читателем как молодой, полный жизненных сил человек, который сразу же отмечает все пороки этого общества. Но бороться с ними он не спешит, это и становится первым шагом к его духовному разложению. И единственное, что не давало ему поддаться общей скуке и обыденности – это любовь к Екатерине Ивановне. Переломным моментом для Старцева стал именно отказ девушки, после которого он сдался. Автор показывает, что развитие героя не просто остановилось, а обратилось вспять. За пару лет он стал «своим» в этом городке, влился в эту скучную и размеренную жизнь, со всей ее пошлостью и ограниченностью. Старцев потерял свою индивидуальность, личность и будущее, превратившись в «Ионыча». И обрек он себя на это самостоятельно.

Не менее ярким примером душевного очерствения является Николай Иваныч Чимша-Гималайский, герой рассказа «Крыжовник». От природы добрый и кроткий человек. Он был одержим идеей уехать в деревню, купить усадьбу, где и хотел выращивать крыжовник. На осуществление этой мечты он потратил почти всю свою жизнь, погубил жену, которую он и не любил вовсе, ведь ему от нее были нужны лишь деньги. Он свел все к одной только цели – стать помещиком. Героя больше ничего не волновало, ни любовь, ни семья, он не пытался увидеть другие грани жизни, а вместе с тем губил в себе все человечное. Он изменился и внешне и внутренне - постарел, обрюзг, располнел так, что «того и гляди хрюкнет». Николай Иваныч исполнил свою мечту, но вместо желанной свободы, он получил скучную, пресную жизнь, лишенную реальных радостей. Но сам он этого не замечает, настолько сильно он привык к этому.

Духовное оскудение – проблема не столько социальная, сколько личная, ведь страдает от нее в первую очередь сам человек. Пуская свою жизнь на самотек, поддаваясь судьбе, он не становится счастливее, не упрощает свою жизнь, как может показаться, а загоняет себя в рамки, от которых потом не в силах освободиться. Так человек лишает себя лучшего, что есть в этой жизни – выбора, свободы, а главное, что виноват в этом лишь он сам. Поэтому без сомнений каждый несет личную ответственность за нравственное и духовное оскудение.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.