Образы и характеры в Слове о полку Игореве ( : Литература XI—XII веков)
Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

регистрация | забыли пароль?


  вход
логин:
пароль:
Запомнить?









-->
ПОИСК:
У нас более 4300 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!

Образы и характеры в Слове о полку Игореве (Литература XI—XII веков)

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Назад || Далее

Основная идея «Слова» раскрывается В образах его главных героев.

Вдохновитель и руководитель похода, князь Игорь, уже с самого начала выступает перед нами как защитник Русской земли, который «навёл свои храбрые полки на Землю Половецкую за землю Русскую». Игорь — храбрый воин. У него сильная воля, мужественное сердце. Его боевого пыла не охлаждает неблагоприятное предзнаменование — «солнечное затмение». Забота о защите государства руководит мыслями и действиями Игоря. Обращаясь перед выступлением в поход к своей дружине, Игорь говорит: «Братия и дружина! Лучше быть убитыми, чем полонёнными...

Хочу поломать копьё о конец поля половецкого; с вами, русские, хочу свою голову положить, либо напиться шлемом из Дона». Во время боя он стремится помочь брату Всеволоду. Личные качества Игоря привлекают к нему симпатии и князей, и дружины, и автора «Слова».

Но своим обособленным выступлением Игорь привёл своё войско к ужасному поражению и открыл дорогу половцам на Русь. Тем самым он причинил Руси много бед, стал виновником смерти многих. Князь Игорь пренебрёг общегосударственными интересами, и это дорого обошлось русскому народу. За это осуждает Игоря автор «Слова» устами киевского князя Святослава.

Отношение к Игорю автора «Слова» обусловливается его политическими взглядами и патриотическим чувством. Автор «Слова» осуждает Игоря за его обособленные действия, но, стремясь к сплочению князей во имя интересов всей страны, он старается вызвать у них желание отомстить «за землю Русскую, за раны Ихоревы, буего Святославича».

В конце «Слова» автор с радостью сообщает о бегстве Игоря из плена и о его приезде в Киев, к великому князю Святославу.

Близок Игорю по многим чертам и его брат Всеволод. Отвага, мужество, храбрость, воинская честь отличают Всеволода даже в большей степени, чем Игоря.

Автор «Слова» только одного Всеволода называет «буй-тур». Тур в те времена служил образом мужества, мужественной доблести. Мужество Всеволода с особенной яркостью проявляется в момент боя. Поведение Всеволода в бою описывается в «Слове» в былинных тонах: «Куда ты, тур, поскачешь, посвечивая своим золотым шлемом, там лежат поганые половецкие головы». Всеволод — прежде всего воин. Он сразу, не раздумывая, откликается на призыв брата: «Седлай, брат, своих борзых коней, а мои уже готовы, оседланы впереди у Курска». В упоении боем он забывает обо всём: о своих ранах, о городе Чернигове, о престоле отцовском, о своей жене. Всеволод — настоящий воин-дружинник, воспитавший в боевом духе свою дружину и живущий с нею одной жизнью, одними стремлениями. «А мои куряне, — говорит он Игорю,— опытные воины: под трубами пеленаны, под шлемами взлелеяны, с конца копья вскормлены, дороги им известны, овраги знакомы, луки у них натянуты, колчаны открыты, сабли заострены, сами скачут словно серые волки в поле, ища себе чести, а князю — славы».

С нежной любовью относится этот суровый воин к своему брату: «И сказал ему (Игорю) буй-тур Всеволод: «Один (ты у меня) брат, один свет, светлый ты Игорь! Оба мы с тобой Святославичи». Такой же любовью отвечает ему и Игорь. В пылу сражения Игорь заворачивает полки: ведь жаль ему милого брата Всеволода».

Важное место в произведении принадлежит великому князю киевскому Святославу. Святослав дан как умудрённый государственным и жизненным опытом исторический деятель. Гроза половцев, Святослав «разбил (их) своими сильными полками и булатными мечами и наступил на землю Половецкую». Он взял в плен их хана Кобяка, и «пал Кобяк в городе Киеве, в гриднице Святославовой». Поэтому он так удручён необдуманным и самовольным выступлением Игоря, который своей неудачей подорвал значение его недавней блестящей победы над половцами и навлёк новое вторжение врагов на землю Русскую. Как старый сокол, который «не даст своего гнезда в обиду», Святослав смог бы оборонить землю Русскую от врагов, «но вот зло — от князей мне нет помощи»,— с грустью отвечает он.

Образ Святослава раскрывает политические взгляды автора «Слова». Он считает, что центром объединённой Русской земли должен быть Киев. Опорой единства Руси должен явиться сильный и грозный киевский князь.

Светлый образ русской женщины дан в «Слове» в лице Ярославны, жены князя Игоря. «Плач» Ярославны передан в духе устной народной поэзии. Этим приёмом автор подчёркивает близость Ярославны к народу, делает её представительницей русских женщин, тех жён, мужья которых погибли на войне или попали в плен. Её устами говорит не княгиня, а простая русская женщина, горячо любящая своего мужа, тоскующая в разлуке с ним и горюющая о том, что он ранен и в плену. Её тоска и скорбь подчёркиваются сравнением её с кукушкой (образ, взятый из устной народной поэзии).

Но Ярославна — не только любящая жена, силе любви которой подчиняется сама природа, оберегающая Игоря во время его бегства из плена. Она в то же время и патриотка, болеющая душой за воинов, которые ушли в поход с её мужем и так жестоко пострадали. Для Ярославны поражение русских — большое несчастье.

По лиричности, поэтической пленительности, народности близок к образу Ярославны образ Бояна. Боян — неведомый нам песнотворец и певец — жил, по-видимому, в последние две трети XI и в начале XII века. Слава о Бояне дожила и до времён автора «Слова» (конец XII в.), который часто вспоминает об этом знаменитом поэте, описывает его поэтическую манеру, приводит выдержки из его песен.

Перед силой и красотой сто песен и перед его талантом преклоняется автор «Слова». Песни Бояна увлекали слушателем. Он не придерживался строго плана в изложении, а свободно переходил от одной темы к другой, от современности к прошлым временам, сопоставлял и противопоставлял различные лица, местности, события. Боян не стремился к точному воспроизведению событий, ему важно было выразить и передать общее впечатление от событий, взволновать слушателей и захватить их силой своего воодушевления. Боян пел под аккомпанемент гуслей. Песни его отличались ритмичностью и музыкальностью, широким применением приёмов, свойственных устной народной поэзии. Автор «Слова» показывает также, как Боян начал бы пест, об Игоревом походе.

Обновлено:
Опубликовал(а): Nikotin

  

Назад || Далее
.

Полезный материал по теме

И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском

регистрация | забыли пароль?


  вход
логин:
пароль:
Запомнить?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.

Copyright © 2011-2017 «Критическая Литература»


Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение