Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Краткая биография Владимир Федорович Одоевский (*Общие критические статьи)

Князь В. Ф. Одоевский (1803—1869), писатель, философ, музыкант, один из умнейших, энциклопедически образованных людей своего времени. Воспитывался в Московском благородном пансионе. В 1823 г. вместе с поэтом Д. В. Веневитиновым стал во главе общества любомудров, целью которого было «изучение современного германского любомудрия» и создание самобытной русской философии. С В. К. Кюхельбекером издавал альманах «Мнемозина» (1824—1825). Переехав в 1826 г. из Москвы в Петербург, служил в Департаменте духовных дел иностранных исповеданий, а затем помощником директора Публичной библиотеки. Дом Одоевских стал в то время духовным и интеллектуальным центром Петербурга: здесь собирались литераторы, художники, музыканты.

Постоянным посетителем литературно-музыкального салона Одоевского был А. С. Пушкин, совместно с которым Одоевский и Н. В. Гоголь в 1833 г. намеревались издавать альманах «Тройчатку» (впоследствии Одоевский стал также сотрудником пушкинского «Современника»). Одоевский писал музыкальные пьесы, статьи о музыке, работал над усовершенствованием клавесина, занимался вопросами естествознания и политики, но основной сферой его деятельности была изящная словесность. Представитель течения философского романтизма в литературе, Одоевский работал преимущественно в области малых жанров: создавал аллегории («Старики, или Остров Панхаи»), притчи («Бал», «Бригадир», «Насмешки мертвеца»), сказки гротескно-дидактического содержания (в 1833 г. им был издан сборник «Пестрые сказки»), светские и фантастические повести и новеллы («Княжна Мими», «Княжна Зизи», «Косморама» и др.). В конце 30-х гг. замышляет цикл повестей об общении человека со стихийными духами («Сильфида», «Саламандра»). Своеобразной энциклопедией русского романтизма стал роман Одоевского «Русские ночи» (1843), куда вошли его наиболее значительные повести 30-х гг., обрамленные философскими диалогами. В них писатель воссоздал атмосферу собраний Общества любомудров 1823— 1825 гг.

Отличительная черта прозы Одоевского — смешение фантастического и реального, мистики и рационализма, сатиры и философии, что отчетливо проявилось в новелле «Привидение».

Привидение.— Впервые новелла опубликована: Литературные прибавления к «Русскому инвалиду». 1838. № 40. Публикуется по изданию: В. Ф. Одоевский. Повести и рассказы. М.: Дет. лит., 1985.

«Ник. Вас. Путяге» (с. 219).— Н. В. Путята (1802—1877) — литератор, близкий друг Е. А. Баратынского. Дружеские отношения связывали его в 30-е гг. также с Одоевским и Пушкиным.

«...Ириней Модестович...» (с. 219).— Первая книга Одоевского носила название: «Пестрые сказки с красным словцом, собранные Иринеем Модестовичем Гомозейкою, магистром философии и членом разных ученых обществ...» (1833). Впоследствии Ириней Модестович стал сквозным героем-повествователем ряда повестей Одоевского — прием, характерный для русской литературы 30-х гг. XIX в.

«...чинились...» (с. 219) — ломались, были чрезмерно церемонными.

«...первородного греха...» (с. 223) — так называлось в Библии греховное падение первых людей, Адама и Евы, по наущению дьявола вкусивших яблоко познания и изгнанных за то из рая.

«...о людях, являвшихся после смерти...» (с. 223).— См. примеч. к с. 121.

«...о танцующих стульях...» (с. 223).— В 1830-е гг. это была одна из излюбленных тем светского общества (см. предисл.).

«...вольтерьянец...» (с. 223) — последователь учения Вольтера, политический и религиозный вольнодумец. В начале XIX в. слово часто употреблялось с бранным оттенком.

«...«Epitre a Uranie»...» (с. 223) — философско-дидактическая поэма Вольтера «Послание к Урании» (1733), в которой он выступает против христианского догмата о всеблагом боге.

« «Discours en vers»...» (с. 223) — поэтический трактат Вольтера «Рассуждение в стихах о человеке» (1738), в котором утверждается равенство сословий и теория «разумного эгоизма».

«...готической архитектуры...» (с. 224).—Для готической архитектуры (XII—XV вв.) характерны: стрельчатые арки, полукруглые окна с. многоцветными витражами, гигантские ажурные башни, устремленные ввысь, сложный орнамент. Все это противостояло гармонии и плавности линий античной архитектуры, за что итальянцы в XV в. назвали данный стиль готическим, то есть варварским.

«...английский сад...» (с. 226) — разновидность ландшафтного парка, основанного на использовании естественного ландшафта. Стал выражением романтизма в садово-парковой архитектуре второй половины XVIII в.

Источники:

  • Нечаянная свадьба: Русская новелла конца XVIII — начала XIX в./Сост., авторы предисл., очерков и коммент. Е. Дмитриева и С. Сапожков; Худож. Е. Мешков и В. Соловьев.— М.: Дет. лит., 1991.— 270 с

  • Аннотация:

    В сборник входят новеллы В. Жуковского, К. Батюшкова, А. Бестужева, Н. Нарежного, О, Сомова, В. Панаева, О. Сенковского, А. Вельтмана, А. Шаховского, В. Одоевского и других русских писателей того времени. Новеллы, как правило, построены на изображении житейских и любовных перипетий, они остросюжетны и представляют собой занимательное чтение.

    Источники:

    • Нечаянная свадьба: Русская новелла конца XVIII — начала XIX в./Сост., авторы предисл., очерков и коммент. Е. Дмитриева и С. Сапожков; Худож. Е. Мешков и В. Соловьев.— М.: Дет. лит., 1991.— 270 с

    • Аннотация:

      В сборник входят новеллы В. Жуковского, К. Батюшкова, А. Бестужева, Н. Нарежного, О, Сомова, В. Панаева, О. Сенковского, А. Вельтмана, А. Шаховского, В. Одоевского и других русских писателей того времени. Новеллы, как правило, построены на изображении житейских и любовных перипетий, они остросюжетны и представляют собой занимательное чтение.

      Обновлено:
      Опубликовал(а):

      Внимание!
      Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
      Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

      Спасибо за внимание.

      .