Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Краткая биография Владимир Иванович Панаев (*Общие критические статьи)

|| Далее

В. И. Панаев (1792—1859) —поэт, прозаик, с 1841 г.— академик по отделению русского языка и словесности, один из крупнейших в России первой половины XIX в. собирателей живописи, дядя И. И. Панаева.

Образование получил в Казанском университете. В период обучения обратился к характерному для европейского сентиментализма жанру идиллии. Стихи привлекли внимание Державина. С этого времени идиллия становится ведущим в творчестве Панаева жанром. Основные его мотивы (обретение «невинности и чистоты нравов», утраченных современным обществом, а также ряд других) Панаев формулирует в написанном им в 1818 г.

рассуждении «О пастушеской или сельской поэзии». В 1820 г. идиллии были изданы отдельным сборником. За Панаевым закрепилась слава «русского Геснера»; вместе с тем многие литераторы, в том числе и пушкинское окружение, встретили сборник иронически из-за претенциозности и дидактизма стихов. Действительный член «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств», «Общества любителей российской словесности», постоянный посетитель литературного салона С. Д. Пономаревой, Панаев особенно тесно сблизился с кругом А. Е. Измайлова. На протяжении конца 1810-х — начала 1820-х гг. он систематически помещал в издаваемом Измайловым журнале «Благонамеренный» новеллы с острым авантюрным сюжетом, не лишенные, впрочем, как и его идиллии, назидательности. Панаев — один из немногих русских прозаиков, работавших в новеллистическом жанре по преимуществу.

Отеческое наказание.— Печатается по тексту: «Благонамеренный», 1819, № 8. Наиболее популярное прозаическое произведение Панаева.

Послужило одним из сюжетных источников повести А. С. Пушкина «Метель».

«Дон Кишот Ламанхский...» (с. 71) — герой романа испанского писателя Мигеля Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанч-ский» (1605—1615), вообразивший себя рыцарем и отправившийся в поход защищать обиженных и сражаться за справедливость.

«...в крестах и больших эполетах...» (с. 71).— Крест — орден крестообразной формы. Эполеты — парадные погоны офицеров, украшенные позументами и бахромой.

«...в целом околотке» (с. 72).— Околоток — окружающая местность, окрестность, район города.

«...так обыкновенно венчают в деревнях» (с. 72).— Почти аналогичная ситуация описывается в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: «Да как же ты венчалась, няня?// Так, видно, бог велел. Мой Ваня// Моложе был меня, мой свет, //А было мне тринадцать лет».

«...свахи, дружки и поезжанные...» (с. 72).— Сваха — женщина, занимающаяся сватовством и устройством браков. Дружка — один из главных участников свадебного обряда, распорядитель на свадьбе со стороны жениха. Поезжанин(-аш) — участник свадебного поезда в народном свадебном обряде.

«...пароксизм...» (с. 72) — сильный приступ какого-либо чувства, душевное возбуждение.

«...война...», (с. 73).— Здесь имеются в виду заграничные походы русских войск против французской армии Наполеона.

«...из Смольного монастыря» (с. 74) — так назывался Смольный институт благородных девиц — первое в России привилегированное женское учебно-воспитательное заведение. Основано в Петербурге в 1764 г. при Воскресенском Смольном женском монастыре.

«...оскорбление самой веры...» (с. 75).— Христианское учение признает брак союзом, в силу которого мужчина и женщина принимают на себя обязанность жить вместе всю остальную жизнь. Считается, что брак — это связь, установленная Иисусом Христом, и поэтому брак — таинство, сопряженное с особой благодатью.

Приключение в маскараде.— Печатается по тексту: «Благонамеренный», 1820, № 1.

«...в одной из лучших басен г. Измайлова...» (с. 77).— Имеется в виду басня (сказка) А. Е. Измайлова «Молодая вдова».

«Увидя в зеркале, что траур ей к лицу...» (с. 78) — цитата из выше названной басни Измайлова.

«...искус...» (с. 78) — испытание.

«...публичному гульбищу...» (с. 78) — так называлось место народного гуляния.

«...играли в кружок, в веревочку...» (с. 78).— Под «кружком» имеется, очевидно, в виду игра, называемая в народе также «колечко». «Одна из девушек снимает с руки кольцо и отдает нянюшке, которая в кольцо продевает длинную ленту и связывает концы. Девушки становятся в круг и держатся обеими руками за ленту, незаметно передавая кольцо из рук в руки». Девушка, «обреченная по жребию кружиться», ходит в середине и отыскивает, у кого кольцо.

«Веревочкой» называлась старинная свадебная игра. Играющие также становятся в этой игре в круг и берутся обеими руками за веревку, концы которой связаны. В середину круга становится сват или сваха. Обходя кругом всех, сваха «кому говорит красное словцо, кому поет присказку или заводит сказку, стараясь высказать в ней характеры играющих. Ее словам, хотя иногда довольно обидным, отвечают улыбкою». Круговой — так называют свата — стоит в середине круга и замечает, кто смотрит по сторонам, и, подкараулив, бьет его по руке. «Оплошный становится в круг и при всеобщем смехе заводит свои россказни либо поет свадебные песни» (см.: И. Сахаров. Сказания русского народа. Ч. 2. СПб, 1837).

«...мызу...» (с. 78).— Мыза — загородный дом, дача.

«...ехать на Крестовский...» (с. 78).— Крестовский остров, расположенный в дельте Невы, — излюбленное петербуржцами место загородных дач. 24 июня, в Иванов день, здесь устраивался петербургскими немцами праздник «купеберг».

«...ласкательства...» (с. 79) — то есть лесть, угодничество.

«...на святках, в публичный маскарад...» (с. 79).— Святки — см. коммент. кс. 16. Во время святок в столице давали много маскированных балов, на которых участники были одеты в особые костюмы и носили на лицах маски. Маскарады, возникшие в Италии и Испании как часть карнавального веселья, в России стали распространяться с 1-й половины XVIII в.

«Пятница... постный день!» (с. 80).— С первых же веков христианства возникает почитание пятницы как дня крестных страданий Иисуса Христа. Отсюда — пост, который традиционно соблюдался в России по пятницам.

Источники:

  • Нечаянная свадьба: Русская новелла конца XVIII — начала XIX в./Сост., авторы предисл., очерков и коммент. Е. Дмитриева и С. Сапожков; Худож. Е. Мешков и В. Соловьев.— М.: Дет. лит., 1991.— 270 с

  • Аннотация:

    В сборник входят новеллы В. Жуковского, К. Батюшкова, А. Бестужева, Н. Нарежного, О, Сомова, В. Панаева, О. Сенковского, А. Вельтмана, А. Шаховского, В. Одоевского и других русских писателей того времени. Новеллы, как правило, построены на изображении житейских и любовных перипетий, они остросюжетны и представляют собой занимательное чтение.

    Обновлено:
    Опубликовал(а):

    Внимание!
    Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
    Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

    Спасибо за внимание.

    || Далее
    .