Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!




ПОИСК:
У нас более 30 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Анализ стихотворения «О красном вечере задумалась дорога» (Есенин С. А.)

Главное чувство, лежащее в основе поэзии С. Есенина, - любовь. Любовь, сострадание и милосердие ко всему сущему на земле. Художественный мир его стихов необычайно ярок, красочен, звучен. Лирический герой испытывает чувство восторга и наивного детского удивления перед красотой и таинственностью мира.

Стихотворение «О красном вечере задумалась дорога» поражает прежде всего необычностью цветовых эпитетов, их яркостью и свежестью. Красный вечер, синь стекла, желтоволосый отрок, зола зелёная из розовой печи, золото травы, дорога белая – семь цветов, с помощью которых поэт творит свой иконостас – картину осеннего вечера.


Всё в этой картине поражает покоем, гармонией, умиротворённостью, чувством какого-то благоговения грустной нежности перед мирной деревенской тишиной. Всё в этой картине живёт, движется, мыслит, чувствует, всё одухотворено и очеловечено.

Дорога задумалась. С помощью этого олицетворения раскрывается основной мотив лирики Есенина – тоска земли по небу и мечта о воссоединении с ним.

Образ избы персонифицирован: Изба – старуха челюстью порога

Жуёт пахучий мякиш тишины.

Изба в мифологии Есенина соединяет землю и небо. Метафора «Пахучий мякиш тишины» - это синтез трёх человеческих чувств: обоняния, осязания и слуха. Многоцветная картина осеннего вечера дополняется мотивом неопределённости, расплывчатости, неясности мира природы:

Кусты рябин туманней глубины.

Это сравнение характерно для поэтики Есенина: конкретное сравнивается с отвлечённым. «Мгла» осеннего холода, «хмарь» в хлеву создают ощущение таинственности и загадочности мира.

В центральной части стихотворения желтоволосый отрок противопоставлен кому-то «сгинувшему в ночи». В этих двух образах заключена метафора жизни, а также движение есенинского лирического героя от созерцания к странничеству, от жизни к смерти. Глагол «лучит» удивительно точно передаёт внутреннее состояние «желтоволосого отрока». Мы так и видим эти лучистые детские глаза, которые с чистой непосредственностью, восторгом и удивлением созерцают красоту вечера «сквозь синь стекла». Отрок начинает жить, с радостным любопытством вглядываясь в окружающий мир. А кого-то уже нет, он «сгинул в ночь». Ночь – символический образ смерти. Мы узнаём о прошлом этого героя, о его странничестве из инфинитивных предложений:

Кому-то пятками уже не мять по рощам

Щерблёный лист и золото травы.

Картину осеннего вечера в конце стихотворения дополняют звуковые образы – не резкие, а нежные, грустные, приглушённые, протяжные:

Тягучий вздох, ныряя звоном тощим,

Целует клюв нахохленной совы…

И нежно охает ячменная солома,

Свисая с губ кивающих коров.

Всё в этой картине благостно, кротко, ласково, всё живёт в каком-то любовном чувстве всего друг к другу: зола обнимает печь, вздох целует клюв совы, солома нежно охает, коровы кивают словно в знак согласия, приятия мира. Опоэтизирована крестьянская изба, сам быт русской деревни. Есенин – поэт обладает удивительной способностью: он умеет в простом и обыденном увидеть красоту. Труба, овсяный двор, поветь (помещение под навесом на крестьянском дворе), зола, печь, хлеб, ячменная солома – всё это предметы и реалии крестьянского быта. Они с любовью и нежностью опоэтизированы поэтом, наделены человеческой душой, наполнены какой-то особенной красотой.

Пейзажное стихотворение перерастает в философские размышления о красоте мира и краткости жизни.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено:
Опубликовал(а):

  

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.
Полезный материал по теме

И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском

регистрация | забыли пароль?


  вход
логин:
пароль:
Запомнить?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.

Copyright © 2011-2018 «Критическая Литература»

Обновлено: 23:11:00
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение