Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Рассказ Рождение человека (Горький Максим)

|| Далее

Горький Алексей Максимович

Когда М. Горький кончил читать свой новый, еще не опубликованный рассказ — несколько тысяч слушателей, заполнивших вечером 15 апреля 1912 года самый большой в Париже зал Ваграм, устроили ему овацию. Чем взволновало собравшихся, в большинстве — русских политических эмигрантов, произведение писателя-революционера? Оно не имело никакого отношения к теме вечера, посвященного столетию со дня рождения А. И. Герцена, и совершенно не было связано с современными событиями, С приходившими из России вестями о начале нового революционного подъема. Автор рассказа вспоминал об эпизоде двадцатилетней давности, на первый взгляд — бесконечно далеком не только от последних политических событий, но и от политики вообще.

И все же многочисленные слушатели, целиком поглощенные злобой дня, трудной судьбой своей Родины, никак не могли успокоиться, выражая признательность автору. Было ясно, что его новое произведение необыкновенно созвучно их думам и чувствам, всему их душевному настрою. Рассказ назывался «Рождение человека».

Эпизод, о котором вспомнил в этом рассказе М. Горький, глубоко трагичен. В страшный для России 1892-й «голодный» год, когда на краю гибели оказались миллионы крестьян, — толпы их двинулись пешком из охваченных неурожаем губерний на юг в поисках работы и хлеба. С одной из групп голодающих шел и будущий писатель. Вдруг он увидел, как отстала от других беременная крестьянка (она вынуждена была отмерять версты до последней минуты), и понял, что у нее начинаются роды. Он не мог не прийти к ней на помощь и невольно стал «акушером». Что ждало новорожденного? Для какой жизни родился среди горя, отчаяния, голодных смертей «новый житель земли русской, человек неизвестной судьбы»? «Помог ты мне — спасибо, — говорит мать своему спутнику, «проходящему», — а хорошо ли это для него, и — не знаю уж...» Этот вопрос не может ее не мучить. Отражая бушующую в душе матери бурю тревог и надежд, борются в ее глазах — глазах «синевато-серого цвета» — серый, мутный цвет боли, тоски, безнадежности и синий, как море и как небо, цвет радости, счастья, любви. И синий цвет побеждает, побеждает вера в будущее сына: «Хорошо-то как, хорошо! И так бы всё — шла, всё бы шла, до самого аж до краю света, а он бы, сынок, — рос да всё бы рос на приволье...» Не случайно именно в этом бесстрашно правдивом произведении прозвучали слова, ставшие одним из самых крылатых изречений XX века: «Превосходная должность — быть на земле человеком».

Если мы вспомним, какие настроения преобладали в литературе той поры — норы реакции, наступившей после поражения первой русской революции, — нам станет понятнее, почему рассказ «Рождение человека» произвел столь большое впечатление на своих первых слушателей, а затем и на тысячи и тысячи читателей. Леонид Андреев доказывал тогда в своей философской драме «Жизнь Человека» (ее первое действие имело особое название: «Рождение Человека и муки матери»), что страдания матерей ничем не оправданы, так как рождаемые в муках дети обречены на бесцельную и бессмысленную жизнь. Ему вторил М. П. Арцыбашев, заявляя, что лучше людям совсем не появляться на свет, чем рождаться «на жизнь несчастную и бесцельную». М. Горький гневно ответил этим писателям и всем проповедникам пессимизма в 1912 году в статье «Издалека». Но еще более ярким и убедительным ответом был написанный им тогда же рассказ «Рождение человека». Уж если люди угнетенной, многострадальной народной массы не теряют веры в жизнь, то можно ли простить безверие тем, кто призван поднимать народ па борьбу, а не подавлять его волю отчаянием?!

Спустя год, в 1913 году, В. И. Ленин возразил в статье «Рабочий класс и неомальтузианство» людям, утверждавшим, что нелепо «убеждать матерей рождать детей, чтобы их калечили... доводили до самоубийства!». Назвав подобные рассуждения мещанскими и реакционными, В. И. Ленин писал: «...«Рождать детей, чтобы их калечили»... Только для этого? Почему же не для того, чтобы они лучше, дружнее, сознательнее, решительнее нашего боролись против современных условий жизни, калечащих и губящих наше поколение??. Мы боремся лучше, чем наши отцы. Наши дети будут бороться еще лучше, и они победят» Впоследствии М. Горький тщетно пытался узнать, как сложилась жизнь человека, которому он помог когда-то появиться на свет. Он ничего не узнал об этом, и мы ничего не знаем о судьбе того человека, но нам хорошо известна судьба его поколения. Подростком тот человек мог увидеть революцию 1905 года, а юношей участвовать в Великой Октябрьской революции; он мог стать одним из строителей первого социалистического государства и его защитником на фронтах Великой Отечественной войны; мог участвовать в героическом возрождении Родины... Ему стоило родиться!..

Источники:

  • Горький А. М. По Руси; Дело Артамоновых./Вступит, статьяnи примеч. Б. Бялика; Худо ж. А. Таран и С. Герасимов.—М.: Худож. лит., 1982.—590с— (Б-ка классики. Сов. лит-ра)

  • Аннотация:

    В том вошли цикл рассказов «По Руси» (1912—1917) и «Дело Артамоновых» (1925) — произведение, рассказывающее историю трек поколений семьи фабрикантов.

    Обновлено:
    Опубликовал(а):

    Внимание!
    Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
    Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

    Спасибо за внимание.

    || Далее
    .