Краткая Биография Белинского В. Г.
Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

регистрация | забыли пароль?


  вход
логин:
пароль:
Запомнить?




ПОИСК:
У нас более 4300 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!

Биография Белинского В. Г.

Рекомендуем также
|| Далее

В. Г. Белинский (1811—1848) В истории русской литературы и русского освободительного движения огромное значение имеет деятельность Белинского.

Великий просветитель-революционер, предшественник русской социал-демократии, Белинский явился родоначальником научно обоснованной литературной критики и одним из первых историков литературы. В своих критических статьях Белинский дал глубокий анализ творчества русских писателей XVIII и первой половины XIX века, боролся за реализм и народность в литературе, высоко ценил за эти качества творчество Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Белинский указывал русской литературе те пути развития, которые вывели её на первое место в мировой литературе.

Виссарион Григорьевич Белинский родился 1 июня (13 по новому стилю) 1811 года в Свеаборге (Финляндия), в семье флотского врача.

В 1816 году его отец перешёл на службу в город Чембар Пензенской губернии. Здесь и прошли детские годы будущего критика. Детство Белинского было тяжёлым. Домашние неурядицы, нужда, придирки отца, отсутствие материнской ласки — всё это тяжёлым камнем ложилось на душу ребёнка. Гнетущие впечатления вызывали в нём картины крепостного рабства, которые он наблюдал.

В душе мальчика родилось чувство глубокого сострадания к народу и ненависть к угнетателям. Единственной отрадой для него было чтение книг, которые попадали к нему в руки, да слушание сказок и воспоминаний дряхлого старика, бывшего солдата.

В 1822 году Белинский поступил в Чембарское уездное училище. Учился он прекрасно и поражал учителей своим умственным развитием и начитанностью. Особенно он любил русскую литературу. Много стихотворений поэтов XVIII и начала XIX века он знал наизусть и сам пробовал писать стихи.

Писатель И. И. Лажечников, бывший в начале 20-х годов XIX века директором училищ Пензенской губернии, так вспоминает о Белинском-ученике. «В 1823 году ревизовал я Чембарское училище... Во время делаемого мною экзамена выступил передо мною между прочими учениками мальчик лет 12, которого наружность с первого взгляда привлекла моё внимание. Лоб его был прекрасно развит, в глазах светился разум не по летам; худенький и маленький, он между тем на лицо казался старее, чем показывал его рост. Смотрел он очень серьёзно... На все делаемые ему вопросы он отвечал так скоро, легко, с такой уверенностью, будто налетал на них, как ястреб на свою добычу (отчего я тут же прозвал его ястребком), и отвечал большею частью своими словами, прибавляя ими то, чего не было даже в казённом руководстве,— доказательство, что он читал и книги, не положенные в классах. Я особенно занялся им, бросался с ним от одного предмета к другому, связывая их непрерывною цепью, и, признаюсь, старался сбить его... Мальчик вышел из трудного испытания с торжеством... Я спросил (начальника училища), кто этот мальчик. «Виссарион Белинский, сын здешнего уездного штаб-лекаря»,— сказал он '-мне. Я поцеловал Белинского в лоб, с душевной теплотой приветствовал его, тут же потребовал из продажной библиотеки какую-то книжонку, на заглавном листе которой подписал: «Виссариону Белинскому за прекрасные успехи в учении... от такого-то, тогда-то». Мальчик принял от меня книгу без особенного радостного увлечения, как должную себе дань, без низких поклонов, которым учат бедняков с малолетства».

В 1825 году Белинский окончил училище и поступил в пензенскую гимназию. Начальные годы его учения в гимназии совпали с такими политическими событиями, как восстание декабристов и крестьянские волнения, охватившие в 1826 году многие сёла Пензенской губернии. Как ни молод был тогда Белинский, но эти события не могли пройти незаметно для него. Певец декабристов Пушкин и поэт-декабрист Рылеев становятся его любимыми поэтами, их свободолюбивые стихи волнуют душу юноши.

Из преподаваемых предметов Белинский особенно увлекался литературой, историей, географией, логикой. В этих науках среди учеников не было ему равных. Страстно любил Белинский и театр. Он часто посещал его, участвовал в домашних спектаклях.

Учился Белинский упорно — и не только в классах. У одного из преподавателей гимназии он брал книги и журналы; вёл оживлённые споры со своими товарищами по вопросам философии, общественной жизни.

Правительственная реакция, усилившаяся после разгрома восстания декабристов, коснулась и учебных заведений: из программы были исключены политические науки, усилился надзор за учащимися.

В этих условиях Белинский не захотел оставаться в гимназии и в январе 1829 года, после каникул, не вернулся в неё. Он стал самостоятельно готовиться к экзаменам в университет. Осенью 1829 года, выдержав приёмные испытания, Белинский поступил на словесный факультет Московского университета.

Занятия в университете, а особенно сближение и беседы с передовыми студентами по вопросам философии, политики, искусства, общественной жизни содействовали культурному развитию Белинского, способствовали росту у него критического отношения к действительности.

Осенью 1830 года студенты, жившие в общежитии, образовали литературное общество во главе с Белинским. На собраниях этого кружка Белинский прочитал написанную им драму «Дмитрий Калинин». В этой пьесе он выступил с резким обличением крепостного права. В письме к своим родителям Белинский так объяснял смысл своей пьесы: «В этом сочинении со всем жаром сердца, пламенеющего любовью к истине, со всем негодованием души, ненавидящей несправедливость, я в картине довольно живой и верной представил тиранство людей, присвоивших себе гибельное и несправедливое право мучить себе подобных. Герой моей драмы есть человек пылкий, с страстями дикими и необузданными: его мысли вольны, поступки бешены, и следствием их была его гибель». Устами героя Белинский назвал помещиков «крокодилами», «тиграми, питающимися костями и мясом своих ближних и пьющими, как воду, их кровь и слёзы».

Свою драму Белинский представил в цензурный комитет, надеясь получить разрешение на её издание. Но члены цензурного комитета — реакционные профессора университета — признали произведение студента Белинского «безнравственным, бесчестящим университет» и угрожали автору ссылкой в Сибирь или солдатчиной. Университетское начальство желало избавиться от свободомыслящего студента. Воспользовавшись тем, что Белинский не смог явиться на экзамены по болезни и, следовательно, не сдал их, ректор университета исключил его.

Но и выйдя из университета, Белинский не прекратил товарищеского общения со студенчеством: он сблизился с кружком Н. В. Станкевича, в котором молодые люди (и студенты, и не связанные с университетом) изучали философию.

Материальное положение Белинского после его исключения из университета было очень тяжёлым. Грошовые уроки, мелкая журнальная работа и переводы с французского отнимали много времени и плохо вознаграждали труд. Положение Белинского несколько улучшилось с весны 1833 года, когда он начал сотрудничать в журнале «Телескоп» и еженедельной газете «Молва».

Сначала Белинский помещал в этих изданиях переводы и мелкие рецензии, но уже через год он стал руководителем критического отдела журнала, в 1834 году Белинский напечатал в «Молве» свою первую большую статью «Литературные мечтания, Элегия в прозе». В этой статье Белинский прослеживает развитие русской литературы от Ломоносова до Пушкина и намечает три её периода — ломоносовский, карамзинскпй, пушкинский,

«Литературные мечтания» Белинского были, новым слоном в истории русской критики. Статья Белинского была ценна тем, что молодой критик выдвинул в ней требования историзма, реализма и народности.

Чрезвычайно важно и ценно было то, что Белинский уже в этой ранней своей статье заявил, что литература должна быть общественным делом. Он писал: «Литература непременно должна быть выражением, символом внутренней жизни народа. Впрочем, это совсем не есть её определение, но одно из необходимейших её принадлежностей и условий». Ценно было и то, что Белинский выдвинул новое понимание народности как реалистического изображения жизни. Он писал, что народность должна состоять «в верности изображения картин русской жизни». Для развития национальной самобытной русской литературы, утверждал Белинский, необходимо просвещение народа. Только тогда, когда «просвещение разольётся в России широким потоком... наши художники и писатели будут на все свои произведения налагать печать русского духа».

Уже в этой первой крупной статье Белинского выявились отличительные черты личности и мировоззрения критика: глубокая любовь к народу и родной литературе, трезвость ума, гуманизм, защита просвещения, борьба за реализм и национальный характер литературы, яркость и глубокая взволнованность речи.

Общественно-политическое значение «Литературных мечтаний» было велико прежде всего потому, что Белинский резко критиковал в них реакционных писателей (Булгарина, Греча), своими произведениями служивших царю и правительству, и выдвинул требование подлинной народности литературы, служения литературы интересам русского народа.

Статья Белинского приковала к нему внимание читающей публики и сделала его имя широко известным. Последующая деятельность Белинского-критика выдвинула его на центральное место в общественной жизни. Каждая его статья волновала литературный мир, становилась предметом ожесточённых споров.

Реакционные силы восставали против Белинского, передовые люди, особенно молодёжь, относились к нему с восторгом. В своих воспоминаниях И. И. Панаев рассказывает: «Начало этой статьи («Литературные мечтания») привело меня в такой восторг, что я охотно бы тотчас поскакал в Москву, если бы это было можно, познакомиться с автором её и прочесть поскорее её продолжение. Новый, смелый, свежий дух её так и охватил меня».

Статьи Белинского в «Телескопе» и «Молве» привлекли внимание Пушкина. Великий поэт увидел в молодом критике талантливого журналиста, «подающего большую надежду», и предполагал пригласить его в сотрудники издававшегося им «Современника». Белинскому было дорого внимание к нему гениального русского поэта. Он впоследствии писал Гоголю: «Меня радует доселе и всегда будет радовать, как лучшее моё достояние, несколько приветливых слов, сказанных обо мне Пушкиным и, к счастью, дошедших до меня из верных источников, и я чувствую, что это не мелкое самолюбие с моей стороны, а то, что я понимаю, что такое человек, как Пушкин, и что такое одобрение со стороны такого человека, как Пушкин».

В 1836 году за напечатание одной статьи П. Я. Чаадаева правительство закрыло журнал «Телескоп» и выслало из Москвы его редактора. Белинский остался без работы и без всяких средств к существованию. Попытка поправить своё материальное положение изданием учебника по русской грамматике не оправдала надежд: грамматика не была одобрена.

Вскоре Белинский заболел, и товарищи на свои средства отправили его лечиться на кавказские минеральные воды. Лето и начало осени 1837 года он прожил в Пятигорске и Железноводске. В Пятигорске Белинский встретился с Лермонтовым.

Здоровье Белинского улучшилось, но его угнетали мысли о будущем, в котором он не видел для себя ничего радостного.

Только в начале 1838 года Белинскому удалось получить место преподавателя русского языка в Московском межевом институте. Но эта работа не удовлетворяла страстную натуру публициста и критика, его тянуло к журнальной деятельности. В 1838 и в начале 1839 года Белинский сотрудничал в журнале «Московский наблюдатель». Однако этот журнал просуществовал недолго.. Белинский вновь остался без средств к жизни.

В октябре 1839 года Белинский переехал в Петербург, приняв предложение Краевского, издателя журнала «Отечественные записки», взять в своё ведение отдел критики и библиографии '. В жизни и деятельности Белинского начался новый период. Семь лет он работал в «Отечественных записках» и создал им славу лучшего журнала 40-х годов. Известность Белинского, его влияние на молодёжь и всех передовых людей того времени стали необычайны. Герцен («Былое и думы») так об этом рассказывает: «Статьи Белинского судорожно ожидались молодёжью в Москве и Петербурге с 25-го числа каждого месяца. Пять раз хаживали студенты в кофейные спрашивать, получены ли «Отечественные записки»; тяжёлый нумер рвали из рук в руки. «Есть Белинского статья?» — «Есть»,— и она поглощалась с лихорадочным сочувствием, со смехом, со спором...»

Такой авторитет в глазах передовой части интеллигенции создали Белинскому те идеи, которые он развивал в своих статьях.

Это были идеи борьбы против самодержавно крепостнического строя, борьбы за справедливый общественный порядок.

Свои общественно-политические взгляды Белинский более ясно раскрывал в письмах к друзьям. Здесь он гневно обрушивался на самодержавие, на православную церковь, в которой видел ею союзницу и защитницу, на крепостное право. В. его высказываниях был решительный и смелый призыв к борьбе.

Целью революционной борьбы было для Белинского установление социалистического общества. В этом обществе, говорил великий критик, «не будет богатых, не будет бедных, ни царей, ни подданных, но будут братья, будут люди...». «Но смешно и думать,— писал он,— что это может сделаться само собой, без насильственных переворотов, без крови».

Но прежде чем прийти к социализму, России придётся пережить стадию капитализма. «Я знаю,— утверждал Белинский в письме к Боткину,— что буржуазия должна быть и не может не быть. Я знаю, что промышленность,— источник великих зол, но знаю, что она же — источник и великих благ для общества. Собственно, она только последнее зло в владычестве капитала, в его тирании над трудом». Знаменательны последние слова Белинского. Он называл капиталистическую промышленность «последним злом». Тому же Боткину он писал: «Владычество капиталистов покрыло современную Францию вечным позором... Горе государству, которое в руках капиталистов, это люди без патриотизма, без всякой возвышенности в чувствах...»

В своих критических статьях Белинский, естественно, не мог открыто высказать свои общественно-политические взгляды: цензура не пропустила бы их. Но задачи, которые Белинский ставил русской литературе, непосредственно вытекали из его общественных убеждений. Великий критик неустанно доказывал, что русская литература, чтобы способствовать делу освободительной борьбы, должна проникнуться общественными идеями, быть правдивой, отражать исторические интересы народа. Самую высокую и благородную задачу литературы Белинский видел в том, чтобы обличать отрицательные стороны русской жизни, критиковать общественные порядки и тем самым содействовать борьбе за освобождение русского народа.

За время работы в «Отечественных записках» (1839—1846) Белинский напечатал большое число статей, рецензий и заметок. Самыми замечательными статьями являются следующие: «Русская литература в 1840 году», «Стихотворения М. Лермонтова», «Герой нашего времени», «Русская литература в 1841 году», «Русская литература в 1842 году», «Русская литература в 1843 году», «Русская литература в 1844 году», «Сочинения Александра Пушкина» (11 статей).

В апреле 1846 года Белинский ушёл из «Отечественных записок». Краевский немилосердно его эксплуатировал. В конце апреля Белинский уехал со знаменитым актёром М. С. Щепкиным на юг России лечиться, но эта поездка не улучшила его здоровья. Вернувшись в Петербург, он узнал, что Некрасов и Панаев приобрели у Плетнёва право на издание журнала «Современник». С января 1847 года журнал стал выходить уже под новым руководством. Белинский стал сотрудником «Современника». В первой же книжке «Современника» за 1847 год появилась статья Белинского «Взгляд на русскую литературу 1846 года». В течение 1847 и первой четверти 1848 года он напечатал в «Современнике» несколько статей — «Ответ «Москвитянину», «Взгляд на русскую литературу 1847 года» и другие. Но здоровье Белинского резко ухудшилось. По предписанию врачей он срочно должен был выехать лечиться за границу. Летом 1847 года, в немецком городе Зальцбрунне, Белинский написал своё знаменитое письмо к Гоголю, явившееся, по словам В. И. Ленина, «одним из лучших произведений бесцензурной демократической печати».

Приехав из Германии в Париж, Белинский прочитал копию своего письма к Гоголю Герцену. Тот сказал литератору Анненкову, сопровождавшему Белинского в его поездке: «Это гениальная вещь, да это, кажется, и завещание его».

Слова Герцена оказались вещими. По возвращении Белинского в Петербург болезнь его возобновилась с новой силой. С начала 1848 года он с трудом мог передвигаться по комнате. И вот в это время Белинский получил вызов к начальнику жандармов. Прикованный болезнью к постели, он не мог выполнить предписания, и всё же через некоторое время жандармы снова явились.

Измученный болезнью, непосильной работой и нуждой, Белинский скончался 26 мая (7 июня по новому стилю) 1848 года. По словам друзей великого критика-революционера, последние слова умирающего были обращены к русскому народу.

Велико было значение Белинского в развитии революционно-освободительной борьбы в России. Жандармы сожалели, что не пришлось Белинского «сгноить в крепости». По распоряжению правительства имя Белинского было запрещено упоминать в печати. Но идеи великого критика-революционера всё более проникали в передовые слои русского общества.

Обновлено:
Опубликовал(а): Nikotin
|| Далее
.   

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.


Полезный материал по теме

И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском

регистрация | забыли пароль?


  вход
логин:
пароль:
Запомнить?




Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.

Copyright © 2011-2016 «Критическая Литература»


Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение