Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Тема ума в комедии Н.В.Гоголя «Горе от ума» (Школьные сочинения)

В комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» главной является проблема ума. На первый план выдвинут конфликт Чацкого и «фамусовской Москвы», передовых идей и устоявшихся порядков, «века нынешнего» и «века минувшего», который основан на различии ценностей и взглядов сторон.

У каждого из героев произведения своё представление об уме, свое отношение к учению и образованию.

Фамусов по меркам «века минувшего» являлся довольно умным человеком. Он был богат, гостеприимен, умел льстить и угождать нужным людям, помогал своим близким подняться в чине. Его ум измерялся не образованностью, а скорее корыстью и практичностью. К обучению же он относился негативно: «…Уж коли зло пресечь: забрать все книги бы да сжечь…».

Для Молчалина так же умен был тот, кто был практичен, кто умел всем угождать, кто был лицемерен и двуличен, кто готов был изменять своим взглядам и убеждениям в зависимости от ситуации.

Секретарь стремился быть именно таким, и в условиях фамусовского общества у него это хорошо получалось, так что Молчалин достигал определенных успехов в получении чинов: «… секретарь Фамусова…», «…числюсь по Архивам…».

Софья также была неглупой девушкой, но ее представление об уме, хоть и несильно, но отличалось от отцовского. Несмотря на отрицательное отношение Фамусова к обучению, она получила домашнее образование, научилась петь и танцевать: «…наших дочерей всему учить, всему – И танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам!..» Тем не менее, воспитана она была больше французскими книгами, от чего была немного ветрена и наивна: «…Но кто бы думать мог, чтоб был он так коварен!..».

Значительно выделялись среди остальных ум и образованность Чацкого: «…Остер, умен, красноречив…», «…он малый с головой, И славно пишет, переводит. Нельзя не пожалеть, что с эдаким умом…». Для него показателем ума являлись свободомыслие, искренность, остроумие. Он также считал, что умный человек мог найти себя в творчестве или науке, и ему совсем не обязательно было «гоняться» за чинами: «Из молодых людей, найдется – враг исканий, Не требуя ни мест, ни повышенья в чин, В науки он вперит ум, алчущий познаний; Или в душе его сам бог возбудит жар К искусствам творческим, высоким и прекрасным…».

Таким образом, в комедии «Горе от ума» можно увидеть различные представления об уме. Если у представителей фамусовского общества они схожи, то ум Чацкого значительно отличается от них. Он высказывает передовые идеи, планы преобразований общества, мысли, которые не совпадают с мыслями остальных, в результате чего его неоправданно объявляют безумцем; Чацкого настигает так называемое «горе от ума».

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.