Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Эрих Фромм «Искусство любить» (Читательский дневник)

Рассуждать о чувствах и абстрактных понятиях вообще как-то не принято. Это сложно, муторно и утомляюще. Но чувства — в частности любовь — это то, с чем, так или иначе, "сталкивается" каждый человек в течение своей жизни. Кто-то с этими чувствами и живёт. Так как же может быть скучным разговор о том, что является неотъемлемой частью жизни всех представителей человеческого вида?

Эрих Фромм, немецкий философ, социолог и социальный психолог, в своей книге "Искусство любить" подробно разбирает вопрос сущности, природы и современного состояния любви. Перед тем, как озвучивать его идеи, стоит отметить, что его размышления нельзя принимать за единственно верную истину, за аксиому, которая будет работать в абсолютно всех случаях без исключений. Возможно, это и не сугубо личный опыт автора, а плод его долгих рассуждений, исследований, внимательного изучения различных статистических и аналитических данных, но в вопросах, касающихся внутреннего мира человека, его души и эмоций, никогда не бывает достаточно знаний, да никогда и не будет, потому что каждый случай будет индивидуальным, а конкретные закономерности, даже если они и могут быть выявлены и объяснены, не будут носить безусловный характер.

В первых главах автор пишет о том, что любовь — это ответ на проблему человеческого существования, что это изначально присутствующее в душе человека желание перестать быть одиноким, стать с кем-то единым целым, не теряя при этом своей индивидуальности и самости.

Мы постоянно ищем того, с кем могли бы спокойно жить в этом огромном мире и не растворяться. Отсюда берутся и объекты любви, и её патологии, и невозможности без неё жить. Или жить достаточно хорошо.

В детстве мы получаем достаточно любви от своих родителей. Безусловную, всеобъемлющую — от матери; условную, заслуженную — от отца. Во взрослом возрасте всё кардинально меняется. В общем и целом, всё, что у нас есть, пока мы одиноки и не нашли ту душу, с которой могли бы слиться в акте любви — это мы сами. Поэтому человек, во-первых, должен воспитать в самом себе и мать, и отца, т. е. он должен научиться любить себя и безусловно, и заслуженно. "Нет ничего, за что я мог бы себя возненавидеть. Но если я сделаю что-то хорошо, я буду любить себя больше, я похвалю себя должны образом", — говорит себе взрослый человек. Это необходимо для того, чтобы человек жил в гармонии с собой и не делал целью и смыслом жизни достижение определенных материальных благ и высокого уровня самодисциплины. Во-вторых, человек учится преодолевать свой эгоизм и не замыкаться лишь на своей персоне и на своей любви к себе. Это всё, разумеется, важно, но, оставаясь отреченным от мира, не любя никого, кроме себя, он, по сути, не преодолевает своего одиночества.

Чтобы это одиночество преодолеть, нужно быть зрелой самодостаточной личностью. Нужно осознавать свою индивидуальность, нужно уметь находиться с собой наедине, нужно уметь быть собой, нужно уметь сосредотачиваться на себе и на своем партнере, нужно уметь быть объективным, нужно обладать терпением и самодисциплиной. Нужно любить без сомнений и торговли, не пытаться обменять чувства и тепло на такое же количество чувств и тепла. Рыночным отношениям здесь не место. Нужно любить и верить, что твоя любовь может вызвать взаимную любовь.

В современном мире любовь — феномен. Её изменённые до неузнаваемости субстанции, порождающие конфликты и ещё большее одиночество человека — явление более распространенное. Всему виной рыночные отношения, упомянутые выше, завладевшие умами людей, которые готовы во всём видеть исключительно выгоду и равноценный обмен. Даже чувства стали размениваться, словно серебряные монеты. Поэтому, можно сказать, что в современном обществе любовь значительно деградирует и становится чем-то вроде мечтаний безумца или страдальца.

Словом, любовь действительно искусство. Чтобы избежать её видоизменения до серьезных патологий в виде буквальной привязанности, садизма, мазохизма и прочих "прелестных" типов человеческих взаимоотношений, нужно действительно трудиться и прикладывать большие усилия. Задатки любви есть в каждом из нас. Проблема только в том, что у кого-то, благодаря плодотворной работе над собой, эти задатки превращаются в способность, а у кого-то — напрасно гибнут, забываясь и уничтожаясь другими, зачастую неприятными и враждебными чувствами.

Для меня "Искусство любить" стало открытием. Я, возможно, как и многие другие, рассматривала любовь как что-то, что возникает из ниоткуда и что требует небольшого количества усилий, как, например, любой огонь требует, чтобы в него постоянно добавляли пару поленьев, чтобы он не потух. А искра, дающая начало этому пламени, возникает словно сама по себе. Да и в целом концепция отношений в моём понимании была взаимовыгодным обменом чувств. Но эта книга кардинально поменяла мои взгляды.

В своей "рецензии" я не стремилась достичь объективности, ведь всякая книга — диалог автора с читателем. И каждый прочитает этот диалог по-своему. Невозможно изложить одну и ту же книгу двум людям одинаково. Также мне пришлось прибегнуть к довольно-таки объемному пересказу содержания книги, без чего я не вижу своей работы, поскольку "Искусство любить" — не художественная литература, которую можно стандартно описать посредством анализа достоинств и недостатков сюжета, системы, описания и образов героев, изучением стилистики и прочих литературоведческих вещей.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.