Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Сила духа и жизнелюбие военного поколения в стихотворении Д. Самойлова «Сороковые» (ЕГЭ по литературе)

Стихотворение «Сороковые» Д. Самойлова посвящено теме Великой Отечественной войны, которая изображается через восприятие лирического героя. .

В начале произведения описываются приметы тяжёлого военного времени: «извещенья похоронные», идущие на запад эшелоны с бойцами и «погорельцы», которые «кочуют с запада к востоку». Многоточие в конце второй строфы позволяет задуматься о времени, изображённом в стихотворении, погрузиться в далёкое прошлое.

Несмотря на сложную ситуацию в стране, лирический герой, как и многие бойцы его возраста, не теряет бодрости духа. Он вспоминает, каким был тогда: «Худой, весёлый и задорный».

И, как свойственно молодости, он весел, балагурит с девчонкой, «и больше нужного хромает», чтоб вызвать у неё чувства, добиться её внимания. Это всё несколько по-мальчишески, но так, как бывает всегда в юности.

В конце стихотворения передаются ностальгические чувства лирического героя, связанные с осознанием невозвратимости прошедшего. Хотя была война, беда, смерть, но молодость помогла юноше сохранить жизнелюбие и силу духа. Это важная черта молодого поколения военнного времени.

Стихотворение можно разделить на три смысловые части.

В первой описываются тяготы военного времени: «извещенья похоронные», «перестуки эшелонные» поездов, уносящих на фронт бойцов, погорельцы, которые «кочуют с запада к востоку». Масштабность народной беды подчёркивается лексическим повтором «погорельцы, погорельцы…».

Далее даётся образ лирического героя, говорящего о себе с высоты настоящего, зрелого возраста (стихотворение написано в 1961 году). Отмечается молодость, характерная для юности любовь к жизни:

Да, это я на белом свете,

Худой, весёлый и задорный.

И, конечно же, для молодых солдат свойственно мальчишеское поведение: «…с девчонкой балагурю, и больше нужного хромаю…».

Третья часть — это обобщение, оценка военного периода в жизни лирического героя. В двух последних строфах звучит ностальгия по прошлому, по молодости. От «я» автор в последней строфе переходит к «мы», что показывает, что лирический герой не отделяет себя от других, чувствует свою общность с такими же мальчишками, которые защищали Родину. Образ лиричекого героя типичен, представляет всё поколение сороковых. Эти мальчишки-солдаты сумели не только пережить тяготы войны, но и победить, не потеряв ни способность любить, ни интерес к жизни.

Таким образом, композиция стихотворения помогает автору раскрыть логику воспоминаний лирического героя, представляющего военное поколение.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском