Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Художественные особенности романа «Брисбен» Е. Водолазкина (Литература XXI века)

Литературное направление, к которому принадлежит роман «Брисбен» — реализм с использованием некоторых приемов постмодернизма.

Признаки постмодернизма:

1. Жанровая форма дневниковых записей.

2. Метафоричность, интертекстуальность, использование аллюзий.

Упоминается имя святого Серафима Саровского. Образ деда Мефодия также ассоциируется с каким-то библейским старцем, духовным наставником.

Чтение героем Евангелия.

– упоминание литературных и музыкальных произведений, а также имен писателей, композиторов (Нестор — писатель Сергей Нестеров, «Повесть временных лет», «Повести Белкина» Пушкина, «Преступление и наказание» «Робинзон Крузо», «Таинственный остров», «20 000 лье под водой», упоминается Тургенев, труды Бахтина и др.; опера «Евгений Онегин», «Адажио Альбинони» Ремо Джадзотто, Токката Баха, оАотн Моцарт)

– Фамилия главного героя, который родился в Киеве — Яновский. Это родовая фамилия Гоголя. В интервью РБК Евгений Водолазкин рассказал, что Николай Васильевич проник в роман не случайно. Он горячо любил Украину, но осознавал себя в широком смысле русским человеком. Для писателя напоминание о Гоголе — это возвращение к тем тёплым братским отношениям, что были у стран до 2014-го.

– В тексте романа возникает множество метафор, смысл которых проясняется только после того, как перевернута последняя страница (в постскриптуме). Одна из важнейших метафор романа – смерть девочки Веры и гибель веры в будущее.

3. Полифония

Можно сказать, что роман многоголосен. Повествование в романе подчиняется законам сольфеджио: оно распадается на два голоса, которые звучат попеременно.

Про полифонию в романе говорится открытым текстом (давая тем самым ключ к пониманию основной идеи «Брисбена»). Заинтересовавшись музыкальной полифонией еще в школе, а затем обратившись к проблеме текстовой полифонии, отраженной в работах М. М. Бахтина, в своей дипломной работе на филфаке, Глеб постепенно приходит к открытию: «полифоничен весь мир», «многоголосы шум деревьев в роще, движение автомобилей по улице, разговоры в очереди».

4. Фрагментарность времени

Роман имеет две сюжетные линии в различных временных промежутках: в настоящем времени (25. 04. 12 по 09. 07. 14) и прошлом (с 1971 года по 2000 год). Настоящее время в романе прерывается воспоминаниями о прошлом. Время в романе «Брисбен» линейно в обоих временных отрезках, то есть автор датирует его, обозначая конкретное число, месяц и год. Глеб Яновский сравнивает время с музыкой: оно «было таким же ровным и поглощало ноты так же, как время — события.

Кроме того, время в романе можно разделить на реальное (события, непосредственно происходящие в жизни Глеба на протяжении его жизни) и ирреальное (Брисбен).

5. Стирание границ между реальностью и невероятным (общение Глеба с матерью, которая улетела в Брисбен, а на самом деле стала жертвой преступников)

6. Пессимистический взгляд на жизнь

Тема смерти также является одной из важнейших на пути к пониманию замысла романа. На протяжении всего повествования главный герой сталкивается со смертью: умерла соседка Евдокия, девушка Арина на пляже, дочь Анны Лебедь — Вера, бабушка Антонина Павловна, дедушка Мефодий, мать Глеба — Ирина. При этом смерти в романе всегда противопоставляется любовь. Так, смотря на утонувшую девушку Арину, Глеб думает, что сейчас ей, стоящей перед лицом смерти, помогла бы любовь: «Ему казалось, что надо ещё что-то сделать, чтобы спасти её. Что в сделанном недостаточно любви. Со стороны окружающих нужно было какое-то усилие души, но окружающих не было. Они предпочли оставить девушку наедине с её бедой. С её смертью». Противопоставление любви и смерти выражается и в других словах Глеба: «Если будем всегда любить друг друга, сказал Глеб, то смерть не страшна».

Признаки реализма:

1. Правдивое изображение действительности

2. Психологизм

3. Характер главного героя показан в развитии (он приходит к осознанию мысли, что времени не существует, есть только вечность)

4. Социальная и политическая проблематика (взаимоотношения героя с окружающим миром; взаимоотношения Украины с Россией)

5. Открытый финал: судьба и дальнейшая жизнь остальных героев романа, за исключением Веры, которая умирает от болезни, для читателя остаётся неизвестна.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.