Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




12.5 Как пейзаж может помочь в раскрытии образа героя? (ЕГЭ по литературе)

Многие писатели в произведениях обращают особое внимание на описание природы. Пейзаж, как средство образного выражения замысла автора, помогает раскрыть характер главного героя — состояние окружающего мира зачастую сходно (или различно, в таком случае автор использует прием антитезы) с внутренним состоянием персонажа. Так, например, в произведении “Война и мир” Л. Толстого художественным образом, передающим чувства Андрея Болконского, становится преобразившийся до неузнаваемости старый дуб; в пьесе “Гроза” А. Островского душевные муки Катерины соотносятся с напряженной обстановкой надвигающейся грозой. В повести Н. Карамзина “Бедная Лиза” пейзажные зарисовки также играют большую роль, главным образом потому, что произведение относится к сентиментализму. Природа для сентименталистов неразрывно связана с внутренним миром персонажа и служит фоном для развития действия.

Экспозиция повести уже содержит описание природы: Н.

Карамзин мастерски изображает “величественный амфитеатр” домов и церквей. Мрачная “алчная Москва” совсем не похожа на сельскую местности, не обладает её простой и неповторимой красотой. Живописные картины природы, представленные автором, задают тон повествования, так что с первых строк становится понятна особая роль пейзажа в произведении. Описывая трудолюбивую Лизу, которая искренне помогала своей овдовевшей матери, писатель отмечает духовную, естественную красоту красоту девушки и её тесную связь с окружающим миром. Героиня тонко чувствует перемены вокруг, и энергия природы непременно пробуждает её к жизни. Душевное состояние Лизы созвучно с пением птиц и ярким светом солнца. Однако, встретив Эраста, Лиза влюбилась и душа ее томилась в ожидании ответа: взаимно ли её чувство? Все её мысли занял “образ Эрастов” и чужда стала радость "природы". Впервые настроение девушки не совпало с всеобщим оживлением вокруг. Сидя на берегу Москвы-реки, она не чувствует привычное счастье, а продолжает равнодушно наблюдать за пробуждением природы. Н. Карамзин противопоставляет грустно-задумчивое состояние Лизы веселости весеннего утра, словно намекая, что эта нежданная любовь в конце концов её измучит, погубит. Прием антитезы широко используется и далее, когда действие подходит к кульминации. Лиза узнает, что чувство её взаимно, девушка безмерно счастлива, их отношения с Эрастом полны гармонии, нежности и трепета, а потому и природа вокруг спокойна и тиха, пруд "чист", свет луны серебрист и светел. Но после того, как "погибла непорочность" и прервалась духовная связь влюбленных, началась гроза, зловеще блеснула молния и грянул гром. К героине приходит осознание произошедшего, а вместе с тем и тревога, страх перед справедливым наказанием за совершенный грех. Напряжение нарастает, и ветер уже переходит в "грозно шумевшую" бурю, облака становятся "черными" — неспокойная природа одновременно отражает переживания героини и "сетует" о том, что чистота и невинность Лизы безвозвратно потеряны. Таким образом, Н. Карамзин показывает взаимосвязь, взаимозависимость природы и человека: чувства и поступки людей отражаются на состоянии окружающего мира. Интересен и эпизод прощания Лизы с Эрастом. Алое, как кровь, небо предвещает беду, природа “пребывает в молчании” во время их мучительного расставания. Эта гнетуще-спокойная, тихая погода, словно затишье перед бурей, своеобразный знак-предупреждение от природы. Важная деталь ещё раз подчёркивает, что Лизина любовь губительна и опасна для нее. Трагическая развязка — самоубийство героини — тоже не обходится без пейзажной зарисовки. Теперь уже писатель обращается к застывшему и мрачному образу покинутой, заброшенной хижины, где уныло завывает ветер, будто сама природа скорбит по бедной Лизе. Так, даже после смерти связь между девушкой и окружающим миром не разорвалась.

Пейзаж часто используется писателями, как художественное средство создания образа героя. Сопоставляя состояние природы с душевным состоянием человека, они, во-первых, раскрывают идейный замысел произведения, а во-вторых, отражают особенности внутреннего мира персонажа. Повесть “Бедная Лиза” Н. Карамзина содержит основные черты сентиментализма: чувства главенствуют над разумом; обращается особое внимание на чувства и переживания конкретного человека и т. д. В произведении уделяется большое значение внутреннему мира героя (что свидетельствует о начале психологизма), а раскрывается его характер именно благодаря подробному описанию картин окружающего мира, потому что они зачастую сходны с душевным состоянием самого персонажа.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.