Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Спор ночлежников о человеке (Анализ диалога в начале 3 действия пьесы М. Горького «На дне»). (ЕГЭ по литературе)

Надо ли жалеть человека или «всю правду валить как она есть»? Этот вопрос становится главной темой обсуждения среди ночлежников в начале 3-го действия. Напомним, как развивались события драмы с самого начала. В 1-ом действии мы знакомимся с жизнью ночлежников, появляется Лука. Во 2-ом действии Лука убеждает многих обитателей ночлежки в необходимости изменить свою жизнь. В 3-ем действии происходят споры «бывших людей» о человеке, о правде, о вере. В конце 3 акта Лука исчезает во время суматохи. № действие происходит на пустыре.

Основные мотивы пьесы звучат в пространной ремарке. Во-первых, это мотив нечистоты, засоренности: «засоренное разным хламом и заросшее бурьяном дворовое место». По народным поверьям, в мусоре чаще всего появляется нечистая сила. Бузина, растущая во дворе, также считается проклятым, нечистым и опасным растением, воплощением и вместилищем чёрта.

Во- вторых, это мотив закрытости, несвободы, трудности выхода из сложившихся обстоятельств. В ремарке сообщается, что небо закрывает брандмауер – глухая стена из огнеупорного материала, разделяющая два дома в противопожарных целях. Двор окружён стенами, а между стеной ночлежки и красной стеной брандмауера находится узкий проход.

Спор ночлежников начинается с рассказа Насти о своей любовной истории, которую она придумала себе, начитавшись любовных романов. Барон и Бубнов не верят Насте, издеваются над ней. Лука защищает девушку и её мечту: «Коли веришь, была у тебя настоящая любовь…значит – была она». По мнению старика, важно не слово, а «почему оно говорится». В беспросветной и унылой жизни, полной греха и отчаяния, ложь – единственное спасение. Лука требует уважения к человеку. После ухода Луки и Насти спор о человеке и правде продолжается. Наташа понимает Настю и сочувствует ей, потому что тоже ждёт чуда, надеется на то, что её жизнь изменится. Самую циничную позицию занимает Бубнов, потому что он ничего не ждёт от жизни и ни на что не надеется. Появившийся из-за угла Лука упрекает «барина» Барона в безжалостности, учит его быть милосердным: «Человека приласкать – никогда не вредно». Надо быть добрым и жалеть людей, потому что «Христос-от всех жалел и нам так велел». Старик рассказал историю, произошедшую с ним, когда он служил сторожем на даче у одного инженера.

Воры, которые пришли на него с топором, оказались просто голодными людьми. Если бы он их не пожалел, они бы его убили. Лука уверен, что «человек – может добру научить».

Отношение к правде у героев разное. Лука считает, что «не всегда правдой душу вылечишь». Позиция Бубнова по отношению к правде предельно проста: «…вали всю правду, как она есть». Как тут не вспомнить слова Разумихина из романа Достоевского «Преступление и наказание»: «Соврёшь – до правды дойдёшь». Эмоциональный взрыв Клеща направлен против правды: «Пристанища нету! Издыхать надо…вот она, правда! На что мне она – правда?»

Итак, в споре о человеке столкнулись два противоположных мнения: Бубнова и Луки. Бубнов не верит в человека, в его способность возродиться. Лука верит в то, что человека можно научить добру, что человек способен нравственно воскреснуть. Не случайно героиню, которая живёт лживыми сказками, зовут Анастасия – «воскресшая». Ложь спасает её от страшной правды, даёт надежду на воскрешение.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.