Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Что осуждает и что прославляет в человеке Горький – романтик? (ЕГЭ по литературе)

Романтизм возник в России в начале девятнадцатого века. Произведения этого литературного направления изображали исключительную личность в исключительных обстоятельствах. Герой ставит себя выше людей, отвергает общество и одинок. Он не принимает окружающей действительности, переживая разлад между мечтой и жизнью. Мир природы в романтических произведениях полон мощи и красоты. Лишь в общении с природой герой ощущает полную гармонию с миром.

Почему в начале двадцатого века Горький создаёт романтические произведения? Увлечённый философией Ницше, его идеей «сверхчеловека», писатель воспевает сильную личность. Он убеждён, что «настало время нужды в героическом».

Если для романтических героев девятнадцатого века несоответствие между реальной жизнью и идеалом вызывает уход от действительности в мир мечты, то романтизм Горького основан на активных характерах.

Писатель призывает к действию.

Проблема человеческой свободы и несвободы является центральной для всего творчества «буревестника революции».

Каких же героев прославляет Горький – романтик.

В рассказе «Макар Чудра» заглавный герой – старый цыган, который изображён на фоне романтического пейзажа. «Задумчивая мелодия плеска набежавшей волны», «мгла осенней ночи» подготавливают читателя к необычной истории. «Безграничная степь» и «бесконечное море» создают ощущение простора и воли. Портрет старого цыгана на фоне этой одухотворённой природы кажется особенно живописным. Макар Чудра гармонически вписывается в романтический пейзаж. Его «красивая сильная поза», равнодушие к «холодным волнам ветра» говорят о необыкновенном, исключительном характере этого героя.

Философия старого цыгана раскрывается в его споре с рассказчиком, молодым русским человеком, странствующим по Руси. Макар Чудра одобряет желание рассказчика бродить по свету, но скептически относится к стремлению юноши узнать жизнь и других людей, чтобы учиться жить, открыть истину и научить людей быть счастливыми.

Жизненная философия Макара Чудры раскрывается в его словах: «Бегай от дум про жизнь, чтобы не разлюбить её. Зачем живёт человек? Никто не скажет». Он проповедует полную свободу личности: «Всякий знает, что ему нужно. Которые умнее, те берут, что есть, которые поглупее – те ничего не получают…» Он презирает современных людей, считая их рабами. По его мнению, они только работают на земле, чтобы потом лечь в неё. Им «не ведома…воля», непонятна «ширь степная». Цыган вспоминает свой спор с одним русским в тюрьме. Тот проповедовал покорность Богу и смирение, но рассердился на Макара Чудру, когда тот посоветовал ему попросить у Бога новую одежду.

Ещё один романтический образ красавицы Нонки, дочери Макара Чудры, подготавливает нас к восприятию истории Радды и Лойко Зобара. В облике девушки отмечается «надменность царицы», «сознание неотразимой её красоты и презрение ко всему, что не она сама».

Макар Чудра поведал свою историю с поучительной целью: чтобы его собеседник не влюбился, иначе «умерла воля ..в сердце». Таким образом, уже в предисловии к рассказу старый цыган противопоставляет волю и любовь и превыше всего в мире ценит свободу.

Он прославляет молодого цыгана Лойко Зобара за удаль, за любовь к коням. Особенно ценит он в этом удальце то, что у него не было ничего «заветного», то есть молодой цыган свободен ото всего: от материальных благ и от сердечной привязанности. Не уступает конокраду по гордости и силе характера и дочь старого солдата Данилы красавица Радда.

Поединок гордых молодых людей завершается трагедией. Они страстно полюбили друг друга, но никто из них не хотел уступать сопернику свою волю. Лойко делает предложение раде, но ставит своё условие: «…воле моей не перечь - я свободный человек и буду жить так, как хочу». В ответ гордая красавица захлестнула ременное кнутовище за ноги Лойко, и тот упал на землю, вызвав смех всего табора. Девушка ставит своё условие перед молодым цыганом: «Поклонишься мне в ноги перед всем табором и поцелуешь правую руку мою – и тогда я буду твоей женой». Но Лойко выше любви ценит свободу и независимость. Он вонзает в грудь любимой нож на глазах у всех, и девушка умирает со словами: «прощай, Лойко! Я знала, что ты так сделаешь!..» Старый Данило отомстил за дочь: «сунул ему нож в спину как раз против сердца». Рассказчик воспевает гордых и свободолюбивых Радду и Лойко за то, что они не покорились друг другу.

В рассказе «Старуха Изергиль» Горький воспевает подвиг Данко, пожертвовавшего собой ради людей. Он хотел вывести соплеменников из тёмного леса. Когда отчаявшиеся люди потеряли надежду, он вырвал из груди своей сердце и осветил им дорогу. «Горящее сердце Данко» - это метафора человеческого подвига. смерть романтического героя показана как апофеоз его героического поступка: «Кинул взор вперёд себя на ширь степи гордый смельчак Данко, - кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и – умер».

В этом рассказе Данко противопоставлен крайний эгоист и индивидуалист Ларра – сын женщины и орла. Он убил девушку только за то, что та оттолкнула его. За это убийца был наказан одиночеством. Соплеменники изгнали его из своего общества.

Таким образом, Горький прославляет силу, гордость, самопожертвование в человеке и осуждает крайний эгоизм и индивидуализм.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.