Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Роль внесценических персонажей в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (ЕГЭ по литературе)

Внесценические персонажи в комедии А. С. Грибоедова можно разделить на две группы. Первая дорисовывает образ старой Москвы, расширяет её временные и пространственные границы, дополняет картину нравов фамусовского общества. Вторая характеризует «век нынешний», создаёт фон для образа Чацкого, подчёркивая, что герой не одинок в своих взглядах, у него есть единомышленники. Трагическое одиночество героя обусловлено тем, что он приезжает в дом Фамусова только ради Софьи. Он попадает в чуждую ему по мировоззрению среду вследствие любви к этой девушке.

Рассмотрим, какую роль играют внесценические персонажи в изображении «века минувшего».

Хвалебную песнь тузам Москвы поёт Павел Афанасьевич Фамусов. Для него это образцы для подражания. Идеал Фамусова покоится на трёх китах: знатности, богатстве и службе при дворе. Например, покойный Кузьма Петрович, к которому зван на погребенье Фамусов, - «почтенный камергер». Он был богат и женат на богатой, к тому же смог доставить камергерский ключ своему сыну. Максим Петрович, покойный дядя Фамусова, «на золоте едал», «сто человек к услугам», «век при дворе» Екатерины, умел угодить императрице, рассмешив её своим троекратным паденьем.

Внесценические персонажи возникают и в монологах Чацкого, когда он клеймит «век покорности и страха». Это «Нестор негодяев знатных», к которому маленького Чацкого водили на поклон. Это крепостник выменял своих преданных слуг на «борзые три собаки». Это и любитель крепостного балета, который, разорившись, продал своих актёров по одиночке, разлучив матерей и детей, жён и мужей.

Картину фамусовского общества довершает французик из Бордо, о котором с таким негодованием рассказывает Чацкий. Иностранец со слезами ехал в варварскую Россию, но, приехав, не нашёл «ни звука русского, ни русского лица». Чацкого возмущает рабский дух слепого подражанья всему иностранному.

Нужно отметить, что в фамусовском обществе большую роль играют женщины. Фамусов упоминает Ирину Власьевну, Лукерью Алексеевну. Татьяну Юрьевну, Пульхерию Андреевну. Они способны, по мнению Фамусова, командовать фронтом, выступать в сенате. Образ Татьяны Юрьевны возникает и в разговоре Молчалина с Чацким:

Татьяна Юрьевна!!! Известная, - притом

Чиновные и должностные

Все ей друзья и все родные…

Алексей Степанович советует неудачливому, по его мнению, Чацкому съездить к этой влиятельной особе за покровительством.

Завершается комедия страхом Фамусова перед некой Марьей Алексеевной, боязнью, что до неё дойдёт известие о скандальном поведении Софьи, устраивающей ночные свидания.

Теперь обратимся к внесценическим персонажам, относящимся к «веку нынешнему». Это двоюродный брат Скалозуба, который в самый разгар своего карьерного роста вдруг вышел в отставку и стал в деревне книги читать, «крепко» набравшись «каких-то новых правил».

Княгиня Тугоуховская с негодованием рассказывает о своём племяннике, который учится в Петербургском педагогическом университете, где «упражняются в расколах и безверьи //профессоры!» Князь Фёдор «чинов не хочет знать», «он химик, он ботаник».

Итак, мы убедились, что внесценические персонажи играют в комедии очень важную роль. Они расширяют картину старой Москвы, показывают, что у Чацкого есть единомышленники.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.