Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Показное потребление в долг (Сочинение на свободную тему)

Камзолы зелёные, а щи несолёные.

(Русская народная пословица)

Проблема демонстративного потребления может исследоваться на междисциплинарной основе, ведь она представляет интерес не только для экономики, но и с точки зрения социологии. Ради того, чтобы создать желаемый образ себя, в качестве социализации за счёт материальных благ, некоторые люди готовы залезть в долги. Данная тема интересна мне, так как в формировании потребительского отношения к товару не последнюю роль играет реклама, которая тесно связана с индустрией медиа. Именно проблеме демонстративного поведения посвящена статья А. В. Верникова и А. А. Курышевой «Показное потребление в долг». В ней рассматриваются «практики потребительского и заёмного поведения, укоренению которых способствует потребительское кредитование». Авторы проводят исследование на примере покупок легковых автомобилей в кредит в Ростовской области.

Показное или демонстративное потребление — это потребление, которое осуществляется в значительной мере для того, чтобы это восприняли другие.

В свою очередь, опережающее потребление — покупка людьми вещей прежде, чем на них заработают.

Авторы приведенной статьи рассматривают проблему жизни в долг ради показного потребления в социально-экономическом плане. Под вопрос ставится определение доступности кредитов как безусловного блага. В данном случае, речь идет о показном потреблении в долг, а именно о покупке автомобилей в кредит. В статье исследуется взаимосвязь между «расширением кредитования домашних хозяйств и поощряемых им институциях потребительства, опережающего и показного потребления».

Опираясь на те же источники, что и авторы статьи, можно увидеть аналогичную картину, но с обновленными данными. По оценке аналитического агентства «Автостат», по итогам 6 месяцев 2022 года средневзвешенная цена новой легковой машины в России составила 2 млн 316 тыс. рублей. В то же время среднемесячная номинальная начисленная заработная плата по Ростовской области в январе —мае уже 2022 г., согласно данным Росстата, составила 41363 руб. Аналогично, чтобы накопить на любую машину, работнику пришлось бы очень долго откладывать деньги, а кредит этот вопрос решает.

Доступность кредитов позволяет приобретать подобные товары. А владение ими позволяет человеку проявлять свою социальную идентичность, «формировать определённый образ в глазах представителей референтных групп, а также производить впечатление на потенциальных партнёров». Мы видим, что показное потребление выполняет еще и функцию привлечения внимания людей для создания отношений. Авторы статьи обращают внимание на то, что доступность банковских кредитов стимулирует опережающее потребление.

Верников и Курышева в своей работе используют социологическую и социально-экономическую литературу, которая помещает потребительское и заемное поведение в институциональный контекст.

Статья во многом опирается на работы американского экономиста и социолога Т. Веблена. По словам авторов, он показал, что, потребности, которые экономика называла безграничными, имеют «социально конструируемую природу». То есть, приобретение товаров не удовлетворяет потребность, а помогает человеку отождествлять себя с конкретной социальной группой, чтобы выглядеть лучше. При этом, важную роль играет тот факт, что чувство уникальности обладателю приносит не общедоступное благо, а относительно редкий предмет. Люди чувствуют себя менее счастливыми, когда видят у кого-то, например, дорогой автомобиль, потому что для них это значит, что они чем-то обделены. Это ощущение уникальности тесно связано с ограниченностью экономических благ, рыночными отношениями и социальным неравенством.

Говоря о социологической концепции опережающего потребления, авторы стать отсылают нас к работам Ж. Бодрийяра, где утверждалось, что потребление не сводится лишь к удовлетворению потребностей, оно выражает отношение человека к вещам. Концепт символически нагруженного потребления, что вещи служат социальными знаками, в то время как их ценность формируется в ходе социальных взаимодействий и определяется смыслами, разделяемыми людьми.

Ссылаясь на Ж. Бодрийяра, авторы статьи указывают, что модели потребления базируются на ложной объективизации значимости товаров. Она поддерживается стимулированием спроса, рекламой конкретных стереотипов потребления. В современном обществе «массового потребления» реклама играет огромную роль. Она навязывает ценность престижа и имиджа, что рождает спрос на соответствующие товары.

Помимо этого, авторы статьи отмечают, что видят свой вклад в науку в интеграции элементов нескольких теорий. Речь идет о концепции опережающего потребления, взятой из социологии, и показного потребления из институциональной теории с концепциями социальной роли банков как кредиторов, социально-экономических последствий финансиализации и др.

Особенность данной работы в том, что ее авторы рассматривают явление демонстративного поведения на примере любых товаров, приобретаемых с целью сообщить окружающим свой более высокий статус, а не только поведение высшего класса.

Важно уточнить, что Верников и Курышева не уравнивают ключевые для их статьи понятия опережающего и показного потребления. Авторы не утверждают, что все товары, покупаемые людьми в кредит служат статусным целям. В работе схематически представлена взаимосвязь показного и опережающего потребления в виде кругов Эйлера, где интересующая авторов проблема, а именно опережающее (за счёт привлечения банковского кредита) потребление напоказ, находится на пересечении двух множеств. В пример приводятся такие мотивы для покупки легкового автомобиля в кредит, как изменение семейного положения и места жительства, индивидуальная трудовая деятельность, проблемы с общественным транспортом и т. д. Однако, социальные мотивы, которые создают возможность для демонстрации окружающим своего статуса и идентификации тоже весомы, они и анализируются в приведенной статье.

Среди психологических факторов, которые вызываются социальным влиянием, долговое потребление и заемное поведение поддерживаются социальной терпимостью и даже одобряемостью использования кредитов для финансирования потребностей. Абсолютно нормальным становится взять кредит, чтобы «обновить» модель, например, легкового автомобиля.

Исследования Верникова и Курышевой доказывают, что из-за самоидентификации индивиды могут следовать сложившимся образцам поведения, оказавшись в измененных условиях. Даже если это окажется невыгодным или даже убыточным. [1]

На основании собранных данных, авторы подтверждают выдвинутые гипотезы и приходят к выводу об актуальности и практической значимости исследования. «Концепции опережающего и показного потребления помогают объяснить ряд эмпирических проявлений финансиализации на уровне домашних хозяйств». Статья Верникова и Курышевой во многом опирается именно на финансовую статистику и экономические аспекты исследования. Однако же в ней уделяется достаточное внимание социологическим факторам поведения людей.

Обобщая всё вышесказанное, «опривычивание», превращение долгового поведения по отношению к вещам не первой необходимости в социальную норму уже не вызывает сомнений. Люди ориентируются на социальное окружение (того самого «соседа»), боятся выглядеть хуже, как-то отстать от остальных. Потребление становится соревнованием, где нужно быстрее, выше и сильнее. Возникает желание постоянно обновлять автомобили, телефоны, телевизоры и т. д., чтобы каждая новая модель была лучше предыдущей, и создавалось внешнее впечатление более высокого статуса. В результате потребление становится все менее осознанным, в связи с высоким спросом цены постоянно увеличиваются, а размеры кредитов и займов, которые призваны покрывать разрыв между накопленными деньгами и высокой стоимостью, растут. Запускается порочный круг, ловушка, в которую по социологически объяснимым причинам попадают люди. Однако, выгодна она лишь тем, кто предоставляет товары и услуги. Мое мнение на этот счет заключается в том, что осознанный подход к потреблению может положить начало решению этой проблемы на локальном уровне. Люди должны различать мотивы, согласно которым они хотят совершить ту или иную покупку, а также анализировать свои потребности.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.