Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Теория социального обмена. Хоманс, Блау (Психология)

Теория обмена

Теория была создана в США Д. К. Хомансом (1910-1989), П. М. Блау (1918-2002) и несколькими другими авторами.

Теоретики обмена, и особенно Хоманс, выступили в роли решительных критиков функционализма. Во-первых, заявляли они, функционалисты занимаются не столько реальным поведением человеческих индивидов, сколько нормами этого поведения. Во-вторых, они утверждали, что функционалисты упустили из поля зрения человека, сосредоточив внимание на гипостазировании Системы. «Но институт, — писал Хоманс, — функционален для общества лишь потому, что он функционален для людей.

. . Тайна общества в том, что оно было создано людьми, и ничего, кроме того, что вложили в него люди, в нем нет»

Хоманс вменял в вину социальным наукам, что они чрезмерно увлечены своеобразием отдельных социумов и культур, упуская из виду то, что есть общего у всех людей, — человеческую природу, которая « является единственной истинной „культурной универсалией"». Независимо от уровня развития цивилизации и дифференциации культур, эта природа остается единой и неизменной. Следовательно, социальное знание будет поверхностным и ненадежным до тех пор, пока не сумеет обеспечить себе фундамент в виде науки о поведении людей как людей, а не только как членов общества. Отсюда стремление теоретиков обмена, и в особенности Хоманса, заниматься «элементарными» явлениями и на основе данных, полученных из социологии и социальной антропологии, строить тезисы в высшей степени общего характера.

Основываясь на тезисах, почерпнутых из бихевиористской психологии, Хоманс построил свою социологическую теорию, главная мысль которой сводится к утверждению, что « социальное поведение — это обмен материальными ценностями, а также и нематериальными (знаки одобрения, престижа). Люди, которые дают много другим, стараются получить много и от них, люди же, которые много получают, вынуждены много давать. Этот процесс обнаруживает тенденцию к образованию равновесия обменов». Дополнительным или же, как предпочитают говорить некоторые комментаторы, еще более важным источником вдохновения для Хоманса была политэкономия, из которой он почерпнул понятия стоимости, прибыли, предложения, спроса и т. д. Действительно, сформулированные Хомансом законы поведения индивидов напоминают законы классической политэкономии.

Несмотря на все свои достоинства, теория Хоманса имела тот недостаток, что, по сути, не выходила за рамки объяснения поведения индивидов. От этого недостатка должна была освободиться теория обмена в версии Блау, которого интересовало прежде всего то, что « общественные отношения объединяют не только индивидов в группы, но и группы в коллективы и общества.

Блау не оспаривал основных принципов теории Хоманса и лишь незначительно модифицировал ее, усилив акцентировку на экономическом аспекте обмена, однако же считал ее недостаточной для социолога. В результате его собственная теория обмена охватила несравнимо более обширную область проблем — к примеру, он поднял проблемы власти. Но самое главное — он не разделял убеждения Хоманса в том, что все законы социальных наук являются в конечном счете психологическими законами.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.