Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Общество всегда находится в заговоре против человека. Конформизм считается добродетелью; уверенность в себе — грехом. Общество любит не человека и жизнь, а имена и обычаи. Р. Эмерсон (ЕГЭ обществознание)

В своем высказывании американский философ Р. Эмерсон поднимает проблему социальных норм и установок. Он говорит о том, что общество стремится подчинить человека установленным правилам и образцам поведения. Оно поощряется конформное поведение, тогда как уверенные в себе люди встречают неодобрение, причем главными в социуме являются не люди, а их статус и соблюдение ими норм поведения.

Обратимся к теоретической части данной проблемы.

Социальный статус – это положение индивида в обществе, определяемое характерными правами и обязанностями. Люди обладают определенным статусом или по факту рождения (предписанный), или благодаря личным усилиям (приобретенный). Установленные обществом требования относятся не к отдельному человеку, а к социальному статусу, который он занимает. Поэтому ситуация, при которой человек отклоняется от общепринятых норм поведения, порицается. Конформизм – приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка – считается приемлемым для общества, норм и правила которого определены. «Удобный» член общества следует правилам и обычаям, а на тех, кто проявляет девиантное, отклоняющееся, поведение, накладывают социальные санкции – система вознаграждений и наказаний за определенное поведение.

Примером общественного поощрения конформности является ситуация, сложившаяся с Екатериной II и привилегированными сословиями Российской империи. Вдохновленная идеями Просвещенного абсолютизма, Екатерина понимала, что российское общество, с закостенелыми и прочно установившимися обычаями власти и социального устройства, не позволит ей провести либеральные преобразования. Как известно, она подготовила проект «Жалованной грамоты крестьянству» отменявший крепостное право, но не огласила его, так как статус самодержицы в то время требовал от нее прямо противоположных действий. Поэтому положение крепостных в годы Просвещенного абсолютизма были самыми жестокими в истории России.

За следующим примером опять обратимся к истории. Джордано Бруно, известный ученый, выразил предположения, что Земля круглая, а так же то, что на других планетах может быть жизнь и Вселенная бесконечна. За эти теории его сожгли на костре. Они считались для науки эпохи Возрождения ересью. Поведение Бруно являлось девиантным, он не отрекся от своих взглядов на устройство мира. В этом примере отклонение от общественных норм и ценностей жестоко наказывается, тогда как в случае признания своей неправоты Д. Бруно остался бы жив. «Имена и обычаи», принятые в христианской культуре, были против "человека и жизни", что еще раз показывает, как общество подчиняет себе индивида.

Таким образом, автор высказывания прав. Социум устанавливает определенные модели поведения, которые принуждает соблюдать. Этот механизм работает самостоятельно, потому что социальные статусы не закрепляются за отдельными индивидами. Через устойчивую систему, часто ограничивающую творчество и новаторство, порой не может пробраться только сильная личность, однако те, кто все же предпринимает эти попытки, надолго остается на страницах истории.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском