Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Моё понимание образа Николая Ставрогина по роману Бесы (Достоевский Ф. М.)

Мое понимание образа Николая Ставрогина начинается с осознания его роли в романе. Несмотря на постоянное присутствие в произведении и влияние на жизни других персонажей, Ставрогин будто вечно за пеленой, появляется чувство, что он дирижер событий, а не участник. И сам герой ощущает свою непринадлежность к происходящему, складывая образ лишнего человека в своем времени.

Неудивительно, что главный герой — это многогранный и запутанный персонаж, но у Николая Ставрогина есть ещё одна характеристика — он крайне противоречивый. С детства он был выращен Верховенским старшим, который привил ему любовь к прекрасному, он не был злым ребенком: плакал его учитель, плакал и сам мальчик, радовался учитель — повторял за ним Ставрогин.

Главный герой отслужил в элитном гвардейском полку, но был разжалован до обычного солдата и лишён прав за кутеж. Вернувшись на родину, Николай понимал, что от него все ожидают подвигов, ведь он вернулся из заграницы, вдобавок отучился — значит человек порядочный. И вроде бы он не такой плохой — женился на хромоножке Лебядкиной, что есть верх альтруизма, но он в скором времени не смог терпеть её, начал презирать, обзывая «идиоткой» — кроме презрения и ярости она у него уже ничего не вызывала. Сообщая о том, что Шатова хотят убить, он проявляет максимальный цинизм — подобные действия очень путают читателя и не дают причислить персонажа ни к стороне добра, ни к стороне зла.

Я вижу эту противоречивость, как иллюстрацию идеи о прохождении зла и возвращению к добру: человек, способный на ужаснейшие злодеяния, способен и на великое добро. За свою жизнь он совершил, как минимум, две ужасные вещи: женился на Лебядкиной, чувствуя к ней лишь отвращение, и растлил маленькую девочку. До конца романа (учитывая хронологию с главой «У Тихона») я думала, что это будет произведение о личностном росте персонажа, как он будет через все зло идти к добру, но в итоге это, на мой взгляд, стало деградацией персонажа — пришёл он в итоге к самому мерзкому и слабому методу решения проблемы. К тому же этот персонаж создал конфликт религии: в главе «У Тихона» он отмаливает грехи, что говорит о его причастности к церкви, но в конце романа, он совершает самый страшный грех — самоубийство, что вызвало у меня диссонанс. Возможно, этот диссонанс оправдывал теорию Достоевского, что простить можно любой грех, но человек должен простить себя сам, а после смерти он отпустить грех не может, что ещё больше путает меня.

Для меня образ Николая Ставрогина — вневременной образ страдальца, который проблемы себе устраивает сам, заводя сделку с совестью и проваливаясь в депрессию; он всегда будет отрицательным персонажем в моём понимании.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.