Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Исследование пути Раскольникова к преступлению по роману Преступление и наказание (Достоевский Ф. М.)

1. Обратите внимание на состояние Раскольникова, идущего на пробу. Чем, на ваш взгляд, вызваны противоречия в душе Раскольникова?

Поход к старухе процентщице, или проба Раскольникова — его попытка ответить на вопрос «Тварь я дрожащая или право имею? Вошь я или человек?». По собственной разработанной теории, Родион должен убить бесполезную, отвратительную, несущую только зло старуху. Этот поступок разом решит все его финансовые проблемы, но главное, поможет ему начать новую, великую жизнь. Раскольников руководствуется методами логики: продумывает детали преступления, все «пошлейшие мелочи», которые могут испортить его замысел.

Однако проба оказывается неудачной, вызывает в герое чувство бесконечного отвращения. Почему это происходит?

В ходе сюжета произведения ответ на этот вопрос становится очевиден — герой мучается противоречиями. Несмотря на холодное решение ума совершить страшный поступок, душа не может смириться с мыслью об убийстве, в ней просыпаются отнюдь не сверхчеловеческие чувства. Теория Раскольникова не подтверждается: он готов совершить формальное преступление, но преступление нравственное совершить не в силах.

2. Что в Раскольникове и окружающей его жизни вызывает ощущение нарастающей тревоги?

Предпосылкой к возникновению тревоги служит теория Раскольникова о людях «обыкновенных» и «необыкновенных». Случайный разговор двух людей о старухе-процентщице заставляет беспокойство выйти наружу — вот он, шанс героя проверить свою идею. С этого момента волнение Раскольникова нарастает неотвратимо. В течение месяца герой вынашивает план, не решаясь на его исполнение. Однако все последующие события: проба предприятия, встреча с Мармеладовым, письмо Разумихина и страшный сон о детстве подталкивают его к совершению преступления. И даже небольшие «перемены к лучшему», отвращение к собственной задумке лишь символизируют болезненность и тревожность сознания.

3. Что помогает читателю понять, что трагедия героя в его душе?

Читатель понимает, что трагедия Раскольникова заключается не в его бедственном положении, после совершения героем преступления. Раскольников не использует украденные деньги и драгоценности, оставляя их под булыжником в одном из дворов, более того, в минуту отчаяния он даже пытается выкинуть их в канаву, но ужасается собственному порыву.

Становится очевидно, что трагедия героя кроется в его душе. Раскольников бежит от своих чувств, обманывает себя — «Не умерла ещё моя жизнь вместе с старою старухой!». Он борется с самосознанием, что ясно проявляется в его миражах, страшных снах и импульсивных поступках. Герой продолжает тешить себя мечтой «сделаться Наполеоном». Однако величие, к которому он так стремится, обернется страшным разочарованием: он окажется просто грешником в мире людей. Последствия этого самообмана приведут его к осознанию собственной смерти — «я не старушку убил, я себя убил», однако к этому моменту дело будет сделано, «мосты сожжены». За этот поступок ему придется ответить по земному, человеческому, вечному и неизменному закону.

4. Какую роль играет Петербург в созревании идеи Раскольникова?

Петербург представляется Раскольникову городом бедных кварталов, кабаков и «домов терпимости». Квартира героя напоминает гроб, улицы веют летней духотой и пылью. В этой атмосфере развивается, напитывается депрессивное состояние студента, рождаются мрачные мысли.

6. Какой эпизод выходит за рамки настоящего времени? Чем можно это объяснить?

Страшный сон Раскольникова выходит за рамки настоящего времени, он относит читателя к детству героя — воспоминанию маленького Родиона о жестоко убитой лошади. Мальчик глубоко сострадает животному и стремится защитить его. Чувство сострадания характерно и для взрослого Родиона, однако он подавляет его в себе, чтобы не дрогнуть при совершении жестокого преступления.

Таким образом, данное сновидение со смещением временных рамок показывает, что душа героя не принимает задуманного им поступка, зверства, на которое он пойдет, подобно героям своего сна.

8. Подумайте, почему до убийства свое предприятие Раскольников ни разу не называет преступлением?

Раскольников пребывает в сомнениях в течение месяца, до последнего момента он не может точно решиться на убийство, поэтому не употребляет слово преступление.

9. Как вы думаете, почему писатель знакомит читателей с Соней задолго до её вступление в действие романа?

«Я тебя давно выбрал, чтоб это сказать тебе, ещё тогда, когда отец про тебя говорил» — данная реплика Раскольникова показывает, что автор знакомит читателя с Соней до её вступление в действие романа неслучайно. История, рассказанная Мармеладовым, трогает героя. Еще в минуты раздумий о будущем преступлении Раскольников понимает, что он расскажет Соне о содеянном. В ней он видит человека, способного к состраданию и всепрощению.

10. Какие случайности произошли с Раскольниковым по пути на убийство?

Раскольников столкнулся с чередой случайностей по пути на убийство: не оказалось топора в кухне, пристально посмотрела Настасья, слишком быстро бежало время. Однако эти пункты не отворотили его от задуманного, а наоборот, подтолкнули его совершение задуманного предприятия.

11. Для чего так подробно описывает Достоевский преступление героя?

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.