Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Зачем Достоевский заставляет героев видеть сны, а читателей их «подсматривать»? (ЕГЭ по литературе)

Фёдор Михайлович Достоевский написал психологический роман «Преступление и наказание» как перевернутый детектив, в котором главной задачей является не поиск убийцы, а состояние преступника после совершенного деяния. Мы узнаем не только тот мотив, который подтолкнул Раскольникова на убийство, но и его мысли, которые гложут его душу. Фамилия у Родиона Романовича, говорящая — Раскольников: «раскол» его души и мозга. Мозг проявляется, начиная даже не с самого убийства, а с мыслей о том, что можно убить, так ещё и для проверки теории: «Кто я: тварь дрожащая или право имею?». Все те дни, когда он думал о теории, об убийстве, о последствиях — Достоевский описывал, будто у главного героя была горячка, он был в бреду, и, на самом деле, это правда. Можно даже назвать его болезнь «воспалением мозга», когда разум затуманивает, и в голову лезут самые низкие и бесчеловечные мысли.

С другой стороны, у Раскольникова есть душа, именно поэтому мысли о совершенном преступлении не уходят, терзают его, только благодаря его искренним чувствам он начинает жизнь сначала, с чистого листа.

Непосредственно один из снов Родиона Достоевский использует для того, чтобы показать читателю наличие души у главного героя. Во первом сне Раскольников видит, как горожане убивают лошадь, бьют её кнутом до последнего издыхания. И только маленький Родион не остается в стороне, он бежит к мертвой лошадке, умоляет её встать, но уже поздно, лошадь умерла. Раскольников единственный, кто пытается помочь лошади. Это, безусловно, говорит о том, что у Родиона есть душа, и что он способен на помощь другим. Этот сон должен был образумить главного героя, вернуть его в осознанное состояние. Но, к сожалению, его затуманенный разум был настолько подвержен идее убийства, что сон не смог никак помочь Раскольникову.

Следующий сон Родиона происходит совсем незадолго до убийства. Ему снится Африка: оазис, золотой песок, голубая вода. Этот сон, как будто становится антитезой настоящей и ужасной жизни главного героя.

После убийства Раскольников впадает в лихорадку, ему снятся сразу два сна. В первом Илья Петрович приходит в дом Родиона и начинает избивать квартирную хозяйку — госпожу Зарницыну. У главного героя это вызывает отвращение, насилие вызывает отвращение. Илья Петрович был полицейским, этот символ означает, что Раскольников боится закона, боится быть раскрытым. Во втором лихорадочном сне Раскольникова повторяется хронология преступления до момента, как он убивает старуху. Однако во сне процентщица не умирает, а встает и начинает смеяться над Родионом. Скорее всего, этот разворот сюжета указывает на то, что убийства ради проверки теории не смогло оправдать результаты. Теория Раскольникова провалилась: он право не имеет.

Последний сон Раскольникова является одним из ключевых во всём произведении, потому что именно после этой ночи он просыпается, видит Соню и пробуждается от своей болезни: приверженности теории. Данный сон символизирует невозможность гипотезы Раскольникова.

Так, в первом сновидении перед Свидригайловым предстают мыши, которые являются символом зла, разрушения, они предвещали беду для Свидригайлова: его смерть.

Девочка-утопленница — центральное видение Свидригайлова. В этом сне, как будто возвращается в своё прошлое, потому что ходили слухи, что именно он совратил четырнадцатилетнюю, и это привело к её самоубийству. Возможно, это видение пробудило совесть в герое. Он осознал всю гнусность своего прошлого.

В этом сне герои, как будто меняются местами, Свидригайлов начинает полностью осознавать низость своих поступков. Несомненно, здесь можно провести параллель между сном Раскольникова про смеющуюся старуху и сном Свидригайлова про маленькую девочку. Эти сны побуждают героев на размышления о гнусности своих поступков. Однако Аркадий Иванович, в отличие от Родиона Романовича, не смог найти свою «Сонечку», с которым бы он смог отмаливать грехи. Таким образом, если во втором сне мы можем увидеть борьбу совести Свидригайлова, то в третьем он, будто видит свои грехи в отражении зеркала.

Итак, главной задачей Достоевского в романе было показать пагубное влияние идей на разум людей. Сны становятся полем боя души и совести людей против их разума и идей, в которые они верили. На примере героев мы видим, что гнусным идеям никогда не превзойти муки совести за совершенные преступления.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.