Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Теория Р. Раскольникова и её крах пример по роману Преступление и наказание (Достоевский Ф. М.)

В произведениях девятнадцатого века нередко можно встретить героев-идеологов, сформировавшихся под влиянием социальных, нравственных, философских и других условий. Так, в знаменитом романе «Отцы и дети» Ивана Сергеевича Тургенева главный герой Евгений Базаров относится к нигилистам, то есть он не признает никаких авторитетов и не следует общепринятым принципам. В произведении Николая Гавриловича Чернышевского «Что делать?» есть персонаж Рахметов, который придерживается теории «разумного эгоизма».

Это учение о том, что забота о благополучии других людей является источником собственного счастья. Главный герой повести «Гобсек» Оноре де Бальзака создал теорию безграничной власти золота над разумом человека. В романе «Преступление и наказание» Фёдора Михайловича Достоевского центральный персонаж также является создателем учения о делении людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих».

Возникновение теории Раскольникова имеет две главные причины: социальную и философскую. Первая основывается на безысходных страданиях «униженных и оскорблённых», населяющих Петербург. Большинство героев романа живут крайне бедно: «…заметил, что обстановка обеих женщин до крайности бедная. » Немаловажную роль играет семья Мармеладовых и сам Семён Захарович: «Понимаете ли Вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти…». Сестра Раскольникова готова жертвовать собой ради материального благополучия брата, возможное замужество Дунечки оказало немалое влияние на поведение главного героя. И даже, казалось бы, незначительная встреча на бульваре с обманутой девушкой повлияла на становление теории Родиона Романовича. Раскольников объясняет появление данного учения интересами во благо человечества, ошибочно полагая, что убийство одного человека может избавить других от страданий. Философская же причина возникновения основывается на необходимости некоторых великих людей «перешагнуть» через совесть и совершить поступки, недоступные для «материала»: «…законодатели и установители человечества, начиная с древнейших, продолжая Ликургами, Солонами, Магомедами, Наполеонами… были преступниками». Таким образом, теория Родиона Раскольникова имеет социально-философское происхождение.

Сущность данного учения заключается в делении людей на «обычных» и «необычных», последние имеют право, неофициальное, на аморальные поступки, в частности на убийство. Раскольников говорит о возможности исключительной личности на преступление во имя не животных и эгоистических, а общих и высоких целей. Он полагает, что человек готовый преступить мораль должен быть обладателем сильной воли, и в нём над чувством страха должно властвовать одно лишь сознание поставленных интеллектуальных целей.

К воплощению теории Родиона подтолкнуло письмо матери, а также услышанный в трактире разговор студента и офицера. Задуманный поступок влечёт не возможностью обогащения, а победой над самим собой, подтверждением сил. Преступление Раскольникова — это убийство старухи-процентщицы и её сестры, неожиданно вошедшей в комнату с убитой и убийцей.

Родион Романович не предвидел, что между теорией и практикой лежит бездна. Убийство раскололо жизнь героя надвое, он осознаёт, что возврат к себе прежнему уже невозможен, ему невыносимо смотреть на лица близких людей, потому что они не знают кто он на самом деле. Раскольников искупает свою вину душевными терзаниями, только через них он способен возродиться и прийти к новой жизни. С точки зрения Достоевского ложность учения Раскольникова основывается на иллюзии о том, что возможно достижение общественного и личностного благополучия за счет несчастья одного человека. Таким образом, состояние душевного расстройства после убийства показало, как бессильна человеческая логика, когда она идёт вразрез с общими жизненными основами.

«На чужом горе счастья не построишь». В романе «Преступление и наказание» теория Раскольникова терпит крах, и это показывает, что человек не «тварь дрожащая», а личность, способная жить, и никто не вправе менять это.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.