Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




В защиту личности и свободы (По роману Е. И. Замятина «Мы»). Направление «Цели и средства». (Итоговое сочинение (декабрьское))

Роман-антиутопия Евгения Ивановича Замятина «Мы», в котором автор выступает в защиту личности и свободы, принадлежит к возвращённой литературе. Напечатанное в 1929 году в Праге без ведома автора, это произведение увидело свет у себя на родине лишь в 1988 году. Поражает, насколько верным и пророческим оказался социальный прогноз Замятина.

Какие же явления и события двадцатого века смог предугадать «гроссмейстер литературы» Евгений Замятин? Во-первых, это тоталитарный режим, полнейшее подавление свободы личности, представление о человеке как о всего лишь винтике мощнейшего механизма – государства.

Во-вторых, в образе обожаемого Благодетеля мы узнаём «Отца народов» Сталина, и Великого Кормчего Мао-Цзедуна, и фюрера Гитлера. Хранители в романе Замятина напоминают гестаповцев и работников НКВД. Зелёная стена, ограждающая Единое Государство от остального мира, аналогична «железному занавесу», семьдесят лет охранявшему Советский Союз от воздействия извне. Евгений Замятин смог предугадать и «технические детали» грядущего террора: Газовый колокол как прообраз газовой камеры. Великую операцию как предвестие фашистских экспериментов над человеческой психикой.

Роман «Мы» - это предупреждение об иллюзорности реализации социальных проектов.

Как же построено это государство, где нет места индивидуальности, личности, человеческому «я», которое заменяет «мы» как единое усреднённое целое. Центральной идеей Единого Государства является идея всеобщего равенства. Но это равенство понимается как уравниловка, организующая сообщество одинаковых людей. С таким равенством несовместимы живая душа, требующая жизни, и непредсказуемость человеческой натуры. Строители Единого Государства, облачённые в одинаковые юнифы, не имеют даже имён. Перед нами не люди, а нумера: Д 503, R 13, I 330, О 90.

Счастье в этом обществе понимается как отсутствие выбора, свободы, подчинение государству. «Нумера» начинают свой день с маршировки под звуки Музыкального завода, демонстрируя абсолютное единение с остальными, солидарность с себе подобными. Они ведут одинаковый образ жизни, предписанный Часовой Скрижалью. Идеалом этого общества является прямая линия, плоскость, зеркальная поверхность, небо без облаков.

Как же была реализована утопия государства всеобщего равенства? Материальные проблемы решены в ходе двухсотлетней войны. Победа над голодом одержана за счёт гибели части населения, но эта гибель оправдывается высокими целями государства, в котором жизнь человека перестала быть высшей ценностью. Духовные запросы людей удовлетворяются за счёт их подавления и ограничения, строгой регламентации.

Любовь является для такого государства врагом № 1, потому что связана с жизнью души, яркой индивидуальностью человека, с непредсказуемостью человеческой природы. Любовь в таком государстве «лишь приятно-полезная функция организма», как сон, приём пищи, и строго регламентируется властью с помощью розовых талонов. Интеллектуальное и художественное творчество заменено Единой Государственной Наукой, механической музыкой и государственной поэзией. Однако даже поставив искусство на службу обществу, Единое Государство не чувствует себя в полной безопасности. Поэтому создана целая система подавления инакомыслия. Это и Бюро хранителей, шпионы которого следят, чтобы каждый был «счастлив», и Операционная с его чудовищным Газовым Колоколом, «Великая Операция» и доносительство, возведённое в ранг добродетели.

На примере эволюции главного героя утопии, строителя Интеграла Д-503, Замятин показывает, что счастье «нумеров Единого Государства» иллюзорно. Рано или поздно, но нумер осознает себя личностью, почувствует вселенную в себе в нём «образуется душа», он начнёт сопротивляться «запрограммированному» счастью. Так и произошло с Д – 503 под влиянием любви к загадочной и непредсказуемой I - I – 30. Даже 0 – 90, такая слабая и беззащинтная, вдруг ощутила потребность в простом человеческом счастье, счастье материнства. Единому Государству в романе противостоит пробуждающаяся душа.

Чем заканчиваются в антиутопии попытки противостоять насилию государства? Бунт не удался, падает под Газовый Колокол, главный герой подвергается Великой Операции. Финал романа трагичен, но это не означает, что писатель не оставляет нам надежды. I -330 не сдаётся до самого конца, Д -503 прооперирован насильно, О -90 уходит за Зелёную Стену, чтобы родить собственного ребёнка, а не государственного нумера. По мысли Замятина, противостояние злу в эпоху крушения гуманизма – трагическое противостояние.

Главный вопрос романа: выстоит ли человек перед всё возрастающим насилием над его совестью, душой, волей? Этот вопрос остаётся открытым и в наши дни. Думаю, что не только глобальные катастрофы двадцатого века сумел предсказать Замятин в 1920 году, он выступил в защиту личности и свободы и дал надежду на то, что человеческая душа всесильна, что человек свободен в выборе добра.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.