Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Анализ стихотворения «И цвет, и шмели, и трава, и колосья» (Бунин И. А.)

Первые две строки стихотворения И. Бунина «И цветы, и шмели, и трава, и колосья» представляют собой назывное предложение, состоящее из однородных подлежащих, соединённых повторяющимся союзом «и». Эпитетов нет, а между тем перед нами предстаёт яркая, красочная, цветущая картина середины лета – жаркого июля. Не случайно указана точно дата написания стихотворения – 14 июля – макушка лета, самый его расцвет, апогей.

Мы видим цветущий луг со скромными полевыми цветами, сочные земные травы, звенящие колосья ржи, наслаждаемся созерцанием чистой небесной лазури, слышим жужжание шмелей над луговым многоцветьем и многотравьем, ощущаем полуденный зной.

казалось, Бунин почти ничего не сделал, чтобы нарисовать такую картину, он только перечислил природные явления, но всё-таки заставил нас созерцать благоухающую картину жаркого лета. После первого предложения – многоточие – фигура умолчания. Поэт словно даёт время увидеть все те предметы, которые он перечислил, и почувствовать его восторг перед красотой летнего дня.

Тон стихотворения сдержанный, поэт избегает экспрессивного выражения чувств, он словно стыдится быть излишне пафосным. Чередование четырёх- и трехстопного анапеста с перекрёстной рифмовкой создаёт мерное, неспешное, плавное течение стиха.

основная тема стихотворения звучит в вопросе, который Господь задаёт лирическому герою: «Был ли счастлив ты в жизни земной?»

В чём же видит лирический герой счастье? Счастье для него заключается в простой возможности видеть, слышать, чувствовать, дышать, жить. Видеть красоту природы – творении Божия, стремиться постичь эту красоту и насладиться ею. А для поэта нет более сладостного чувства, чем передать краски, звуки и освещение леса, поля, реки, деревьев, трав в их необыкновенном соединении.

В заключительных строках первой строфы звучит библейский мотив последнего срока, когда человек предстанет перед Высшим Судией и должен будет держать ответ перед Милосердным, когда человек не сможет ни лгать, ни кривить душой. Блудный сын – человек – возвращается в лоно Бога своего, в свою вечную обитель, прощается с земной жизнью. Может ли он лгать в эту последнюю минуту перед лицом Вечности? Конечно же, нет.

Лирический герой не успел ответить Господу – этому помешали сладостные слёзы. Эпитет «сладостные» говорит сам за себя – это слёзы умиления, благодарности за величайший божественный дар – жизнь земную, - выше и лучше которой нет. а само движение героя «К милосердным коленям припав» тоже говорит о благодарности, о счастье, об умилении.

Но неужели не было горя, страданий, несчастья, зла в жизни героя? Были. Но всё дурное, тягостное, недоброе забывается, стоит лишь вспомнить «полевые пути меж колосьев и трав».

Тема природы и человека, человека и Бога, тема жизни и смерти, тема человеческого счастья сливаются воедино в возвышенный гимн, торжественное песнопение, поётся слава милосердному Богу – Творцу, слава природе – Творению Божию и слава человеческой жизни земной.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.