Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Подвиг рождается не сразу. Для этого... нужно щедрую душу иметь (Г. А. Медынский). (По повести В.Быкова Обелиск). Направление Смелость и трусость (Итоговое сочинение (декабрьское))

Непереводимое, многозначительное слово "подвиг"... Ни в одном европейском языке нет слова хотя бы приблизительного значения. "Подвиг - доблестный, героический поступок", - читаем мы в словаре Ушакова. Словарь Ожегова добавляет: "Самоотверженный поступок". Может быть, поэтому русская душа и кажется иностранцам загадочной, что они не могут понять этой уникальной способности русского человека "в годину тяжких испытаний" совершенно забыть о своих интересах, способности жертвовать собой "ради жизни на земле".

Ещё в девятнадцатом веке поэт Ф.И.Тютчев пишет о своеобразии России, её отличии от других государств, о том, что нашу страну нельзя "аршином общим" мерить, говорит о загадке "края русского народа":

Не поймёт и не заметит

Гордый взор иноплеменный,

Что сквозит и тайно светит

В наготе твоей смиренной.

"Родина-мать зовёт", "Отечество в опасности" - такие лозунги могут возникнуть только на русской земле. Родина-мать... Родное, близкое существо, дороже которого нет ничего на свете, поэтому "защита Родины есть защита и своего достоинства".

Александр Матросов закрывает своим телом амбразуру пулемёта... Николай Гастелло направляет горящий самолёт на вражеские колонны с техникой...Молодые краснодонцы, рискуя жизнью, борются с немецкими оккупантами в тылу рага... "Гордый взор иноплемённый" не поймёт этих великих подвигов самопожертвования ради спасения Отечества.

Что считать подвигом на войне? Кого назвать героем? Того, кто подбил несколько фашистских танков? Того, кто застрелил из снайперской винтовки сотни немецких оккупантов? Такие люди, несомненно, доблестные и самоотверженные герои, образец для подражания. А если человек не убил ни одного "фрица", а добровольно пришёл в немецкую комендатуру, чтобы разделить трагическую участь своих учеников? Как отнестись к его действиям?

В повести Василя Быкова идёт спор об отношении к учителю Алесю Ивановичу Морозу. Двадцать лет, как закончилась Великая Отечественная война, отгремели последние бои. В местечке Сельцо, что находится в Западной Белоруссии, на окраине у дороги стоит скромный серый обелиск. На чёрной табличке пять юношеских имён, а над ними выведено не очень умело ещё одно имя - А. И. Мороз. Всю свою недолгую жизнь Павел Миклашевич посвятил тому, чтобы восстановить справедливость, чтобы появилась фамилия его наставника на памятнике.

В чём же дело? Почему незаслуженно забыт прекрасный человек? Почему его личность вызывает споры?

В повести два рассказчика. Один из них - журналист, от лица которого ведётся повествование. Он познакомился с Павлом Миклашевичем после войны на одной из учительских конференций. Два долгих года рассказчик собирался приехать в Сельцо по просьбе Миклашевича, но так и не собрался, а приехал уже на похороны сельского учителя. На поминках рассказчик встречается с Тимофеем Титовичем Ткачуком, который очень хорошо знал учителя Алеся Ивановича Мороза, так как работал до войны заведующим роно. Этот человек и является вторым рассказчиком. Из его слов мы узнаём о трагических событиях, произошедших в Сельце в период немецкой оккупации. Ткачук находится в партизанском отряде, когда с удивлением узнаёт, что Мороз продолжает учительствовать и при немцах. Бывший заведующий роно поражён такой метаморфозой, произошедшей с его товарищем. Ткачук мысленно называет его "немецким прихвостнем". Но что-то не даёт Тимофею Титовичу покоя, он не может поверить в то, что его друг стал предателем. Партизан решает найти Мороза и поговорить с ним. Встреча с учителем рассеивает все сомнения бывшего заведующего, он чувствует "без слов, без заверений, без божбы", что Алесь Иванович - "честный, хороший человек".

Мороз убеждает своего товарища, что школа необходима. "Не будем учить мы - будут оболванивать они. А я два года не затем очеловечивал этих ребят, чтобы их теперь расчеловечили", - говорит он Ткачуку.

Но вскоре происходит непоправимое. Ребята тайком от своего наставника решают "пристукнуть" полицая по прозвищу Каин. Они подпиливают наполовину столбы небольшого мостка через овражек, рассчитывая, что машина с немцами и полицаями проедет по этому мостку. Всё идёт, как задумано, кроме одного: Каина в машине нет. Машина летит под мост, погибает один немец. Каину не составляет труда вычислить, кто является исполнителем этой операции. Пятерых ребят запирают в амбаре у старосты. Учителя успевают предупредить об опасности, и он уходит к партизанам. Мороза зачисляют в отряд и дают ему винтовку. А всоре приходит связная Ульяна и сообщает, что немцы требуют учителя, иначе они казнят детей. Все понимают, что это провокация, что немцы не отпустят детей и казнят их вместе с учителем. Но ночью Мороз уходит в село в комендатуру. Вот этот поступок Алеся Ивановича и вызывает споры. Новый заведующий роно Ксендзов уже спустя 20 лет после этих трагических событий называет действия Мороза "не совсем уместным заступничеством", безрассудным и нелепым, не видит "особого подвига за этим Морозом". Другую позицию занимает Ткачук. "Убил немца или не убил?.. Он сделал больше, чем если бы убил сто. Он жизнь положил на плаху. Сам. Добровольно..." - в ярости кричит Тимофей Титович этому "глухарю" Ксендзову.

Да, Мороз мог бы остаться в отряде, мстить за погибших детей, убить несколько немцев и внести свою лепту в дело уничтожения фашистских захватчиков. Но разве подвиг измеряется количеством убитых врагов?

В последнюю ночь пребывания учителя в партизанском отряде перед ним стоит сложный нравственный выбор. Он мог бы найти сотни оправданий себе, чтобы остаться в живых. Но у этого человека Щедрая душа: он живёт любовью к своим ученикам и понимает, что должен быть рядом с детьми, поддержать их нравственно и последние минуты.

Страшную ночь проводит учитель со своими детьми перед казнью. Он подбадривает детей, говорит, что"жизнь человеческая несоизмерима с вечностью и пятнадцать лет или шестьдесят - всё не более чем мгновение перед лицом вечности". Он убеждает ребят, что их ожидает самая высокая награда: их будут помнить, никогда не забудут. Может быть, эти слова мало утешают детей, но само присутствие рядом в трудную минуту любимого учителя как-то облегчает нелёгкую судьбу маленьких пленников.

Учитель чудом спасает одного своего ученика. Когда детей ведут на казнь, он отвлекает внимание немцев всего илшь на мгновение. Но этого мгновения достаточно для того, чтобы Павлик Миклашевич смог вырваться и убежать. Мальчика тяжело ранят, но он остаётся в живых. После войны Миклашевич продолжает дело своего учителя: воспитывает в Сельце детей. То "разумное, вечное", что сеял в своих учениках Мороз, не погибло, а дало прекрасные всходы.

Несомненно, Алесь Иванович Мороз совершил подвиг, величайший подвиг самопожертвования. Неизмеримо труднее пойти добровольно на смерть, чем погибнуть в бою. Этот подвиг подготовлен всею жизнью учителя. Он и до войны жил для своих учеников, отдавал им всю свою душу, лишь бы они учились и выросли настоящими людьми. И дело не пропало даром: "дело вечно, когда под ним струится кровь".

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.