Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Тема Бездомья в русской литературе (Итоговое сочинение (декабрьское))

В русской литературе традиционно развиваются две прямо противоположные темы: тема Дома и Бездомья. В русской литературе 19 века преобладала тема Дома, а в литературе 20 века на первое место выдвигается образ Бездомья.

Что такое Бездомье? Это отсутствие дома, крыши над головой, семьи, близких людей, которые поддержали бы в трудную минуту.

Наиболее ярко тема Бездомья раскрывается в социально-философской драме М.Горького «На дне». Главные герои этой пьесы – босяки, «бывшие люди». Уже первая ремарка, которая воссоздаёт среду обитания ночлежников, ужасает, создаёт мрачное настроение. Действующие лица этой драмы живут в подвале, похожем на пещеру. Над ними низкий каменный свод, почерневший и закоптелый, словно в аду. Автор подчёркивает, что свет идёт сверху вниз, усиливая ощущение мрачного дна, которого достигли герои.

М.Горький исследует сознание людей, оказавшихся на самом дне жизни. Он пытается ответить на несколько вопросов. Как все люди оказались в ночлежке? Почему у них нет своего дома? Как ведут себя эти герои в положении отверженных общества? Способны ли они подняться со дна жизни наверх? Что лучше для этих людей: горькая правда или утешительная ложь?

Рассмотрим истории и судьбы некоторых действующих лиц этой пьесы. Важно отметить, что в начале драмы герои живут разобщено, каждый день у них начинается со скандалов и ссор. Но вот в ночлежке появляется странник Лука – старик 60 лет, и в сознании «бывших людей» постепенно происходят изменения.

Умирающей Анне Лука обещает счастливую загробную жизнь, в которой не будет мучений и страданий её земного существования. Анна верит и не верит, но благодарна доброму, мягкому, ласковому «дедушке», который выслушал её, облегчил душевные муки.

Актёру старец Лука рассказывает о том, что в каком-то городе есть бесплатная лечебница для алкоголиков. актёр словно пробуждается от духовного сна и начинает верить в то, что он сможет вылечиться от алкоголизма и начать новую жизнь. Если в начале пьесы Актёр отказывается мести полы, заявляя, что его организм отравлен алкоголем, то после беседы с Лукой поверивший в себя герой метёт улицу, а заработанные деньги не пропивает, а откладывает на дорогу. К сожалению, старец Лука незаметно и бесследно исчезает из ночлежки, так и не сказав адреса лечебницы Актёру. разочарованный и утративший веру герой заканчивает жизнь самоубийством.

Вору Ваське Пеплу Лука советует ехать в Сибирь. «золотую сторону», где Василий может начать новую жизнь. Наташе, сестре Василисы, жены хозяина ночлежки, Лука советует верить Василию и уходить вместе с ним из ночлежки. Судьба этих двух героев трагична. Васька в пылу ссоры нечаянно убивает хозяина ночлежки Костылева и отправляется в Сибирь не по доброй воле, а на каторгу. А Наташе из-за злобы и ревности Василиса обварила ноги самоварным кипятком. После больницы девушка исчезает, и никто не может её найти.

Для Насти, падшей девушки, Лука тоже находит тёплые слова сочувствия. Чтобы спастись от тягостной и удручающей действительности, Настя погружается в мир любовных романов. Девушка постоянно читает книгу «Роковая любовь» и воображает себе, что когда-то у неё был возлюбленный, студент, которого она называет то Раулем, то Гастоном. Никто не верит Насте, все смеются и издеваются над ней. Только один Лука утешает Настю, говоря: «Во что веришь, то и есть».

Не говорит примиряющей и утешительной лжи Лука только Сатину, Бубнову, Барону, потому что они в ней не нуждаются.

Сатин раньше был телеграфистом, читал много книг. Однажды он заступился за свою родную сестру и непреднамеренно убил её обидчика. Отсидев в тюрьме четыре с половиной года. сатин уже не смог найти себе работу и стал карточным шулером. Принято считать, что Сатин – антипод Луки. Лука считает, что человека надо жалеть, что не всегда правдой душу вылечишь. Сатин же, напротив, утверждает, что ложь – «религия рабов и хозяев», а правда – это «бог свободного человека». Но вместе они верят в человека, в его творческие и духовные возможности.

Барон любит вспоминать о своей прошлой жизни, когда он был богат, служил, имел семью. Но однажды он растратил казённые деньги, и на него надели арестантский халат. Бубнов имел мастерскую по выделке и покраске меха. Но жена со своим любовником- мастером цеха решила сжить его со свету, и Бубнов решил уйти от греха подальше.

Мы видим, что у героев пьесы разное прошлое, разные судьбы и разное отношение к правде и утешительной лжи. Но все они в конце пьесы под влиянием старца Луки изменяются, становятся добрее, внимательнее друг к другу, психологический климат в ночлежке теплеет.

Несомненно, бездомье отрицательно сказывается на характере человека, делает его существование безрадостным и одиноким. Но если люди не способны положение в обществе, то они могут измениться внутренне.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.